Общественная организация «Фонд поддержки национальных традиций «Жаухар» при поддержке Управления по делам религий г.Алматы организовала двухдневный семинар-тренинг для журналистов на тему: «Информационный и обучающий тренинг для представителей СМИ и блогеров по вопросам религий, профилактики религиозного экстремизма и терроризма».
Целью семинар-тренинга стало обучение способам взаимодействия государственных органов и СМИ по раскрытию проблемы противодействия экстремизму и терроризму, освещение религиозной тематики и межконфессионального согласия, а также рассмотрение форм и методов доведения информации гражданам посредством средств массовой информации.
Выступая перед журналистами руководитель Управления по делам религий г.Алматы Айдар Есенбеков отметил, что на сегодняшний день в южной столице зарегистрировано 179 религиозных объединений, из которых исламских - 49, православных - 23, римско-католической церкви -4, иудаизма -1, буддизма -1, протестантской церкви -87, новых конфессии 14, среди которых Свидетели Иоговы и Кришнаиты.
«В городе религиозная обстановка стабильная, но основными религиозными объединениями являются исламские, так как 75 % горожан идентифицирует себя с исламской религией, то есть считают себя мусульманами. Различные религиозные группировки под покровом ислама наподобие салафизма, псевдо салафизма, и иные деструктивные религиозные течения наносят вред традиционному исламу. Когда журналисты пишут на тему религии, они должны соблюдать повышенную осторожность. Так как в использовании религиозных терминов существуют свои особенности и не редко допускаются грубые ошибки с их стороны. Бывают случаи, когда руководителей экстремистских организаций представляют чуть ли не народными героями, либо борцами за справедливость. Но журналисты должны избегать таких ошибок, и не делать из преступников героев. Освещая религиозное событие или анализируя, воздержатся от использования по отношению к террористам определений «повстанцы», «борцы за религию», «исламисты», «оппозиционеры», «джихадисты», «моджахеды», «шахиды», «исламские радикалы», «исламские террористы», — сказал Айдар Есенбеков.
В своем докладе на тему «Религия как политическая идеология ХХI века» политолог Ислам Кураев подробно рассказал об истории возникновения и развития исламской религии и его мировом значении.
«После обретения независимости за площадку Казахстана как нового государства, широко распространяются новые группировки с множеством различных идеологий, которые проникают в страну под предлогом возрождения религиозных ценностей. Но они не укладываются в нормы традиционного ислама, который был на территории Казахстана, это ведет страну в пропасть, так как главная цель всех группировок насаждение ислама и создание Центрально Азиатского халифата. Прежде всего, государство выстроило на данный момент довольно хорошую законодательную базу которое способно регулировать процессы в религиозной сфере. Традиционный ислам означает принятие культурных особенностей свойственных менталитету данного региона, в нашей стране так называемый «степной ислам» где соблюдены некоторые языческие обычаи и традиции», — добавил спикер.
Продолжая свое выступление, Ислам Кураев отметил особую роль идеологии.
«Идеология это наука об идее, которая создается для консолидации общества. Сегодня мы говорим ор разных идеологических течениях, которые существуют в исламской религии. Чтобы избежать международного скандала, журналистам необходимо избегать использования таких терминов как «салафизм» и «псевдо салафизм» вместо них использовать - «ортодоксальный мусульманин», — заключил он.