За годы независимости в Казахстане многое делалось для развития человеческих ресурсов. В основных стратегических и программных документах страны, нацеленных на развитие и укрепление экономического, политического и социального потенциала государства, человеческий капитал выступает основной ресурсной парадигмой и идеологемой.
В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» развитие человеческого капитала определено как седьмое приоритетное направление развития страны.
Человеческий капитал – это основа и фундамент развития общества. Сущность человеческого капитала заключается в его конкурентоспособности. Вместе с тем, человеческий капитал является маркером того, насколько эффективно развивается то или иное государство.
Основу человеческого капитала составляет качество жизни человека, его интеллектуальное развитие, уровень образования, личностный потенциал, стремление к коммуникации, самосовершенствованию. Все эти составляющие являются залогом успешного развития как каждого отдельного гражданина, так и общества в целом.
В этой связи необходимы постоянные инвестиции в человеческий капитал, так как от его качества зависит духовный климат общества. Мощные импульсы развития казахстанской государственности привели к постановке цели вхождения в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, что логически направляет государственную политику к стратегическому развитию человеческого капитала – главного ресурсного потенциала XXI века. В современную эпоху расширенных возможностей, открытых границ и глобализационных процессов человеческий капитал характеризуется общей мобильностью, устойчивостью к вызовам, стремлением к самореализации и самосовершенствованию с целью успешной реализации собственного потенциала и потенциала государства. В реалиях Казахстана все эти процессы тесно связаны с общеказахстанской государственной идентичностью.
Казахстанская идентичность, содержащая в себе этнические духовно-культурные традиции, развернувшие свое содержание в этической парадигме религий, способствовала конструированию межэтнического и межконфессионального диалога.
Залогом стабильности полиэтнического и поликультурного общества является способность к гармоничному сосуществованию как в пределах одного государства, так и в мировом пространстве.
Межконфессиональное согласие, которое в казахстанском обществе стало моделью диалогического взаимодействия и консолидации различных религий – уникальное явление. Сама модель межконфессионального согласия формировалась историей Казахстана, в нее были включены духовно-культурные, традиционные ценности религий, которые стали основными принципами ее реализации. Такие принципы как религиозный суверенитет, толерантность, гуманность, взаимоуважение позволили существовать, взаимодействовать различным религиозным идентичностям. Если в отдельных странах, в том числе и постсоветских, были конфликты на религиозной почве, то в Казахстане удалось избежать межконфессиональной вражды. Наиболее существенным вкладом в развитии установок толерантности являются сложившиеся духовные традиции Казахстана и в этом контексте моделирование межконфессиональных отношений зависят от внутренних резервов необходимых политике диалога.
Основа толерантности в казахстанской идентичности – казахская культурная традиция коммуникации и свободолюбия, именно она была фактором, утверждавшим возможность толерантной коммуникации в условиях сохранения религиозно-культурной идентичности. Для казахской культуры жизненными стратегиями всегда были сближение и взаимопонимание в противовес столкновению культур и религий, а культурно-религиозные различия определялись как идентичности Другого, с которыми необходимо коммуницировать. Сегодня служению этим благим целям направлена деятельность Ассамблеи народа Казахстана и диалоговая площадка Съезда лидеров мировых и традиционных религий, созданных по инициативе Президента Республики Казахстан.
Глава государства Н.А. Назарбаев во внутренней и внешней политике всегда настаивает на сохранении религиозно-культурного суверенитета и взаимодействии различных религиозных идентичностей в контексте взаимного диалога и уважения. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» он обозначает духовные векторы развития сознания общества, которые должны основываться и развиваться в открытости другим культурам и религиям. Речь идет о формировании нового модернизационного сознания, основанного на духовно-традиционной культуре казахского народа и ее онтологической адаптации к современным научно-технологическим и модернизационным процессам глобального мира.
В этой связи, опора на религиозные традиции, сформированные исторически в пространстве Казахстана, является очень значимой, поскольку она может стать духовным рычагом против радикализации и жесткой консервации сознания.
Уважение права на религиозные чувства каждого гражданина является конституированным в казахстанском светском обществе. Вряд ли возможно удержание одной модели консолидации, необходимы постоянные дополнения и новые решения, поскольку трансформации, происходящие в мире, оказывают влияние на межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.
Вместе с тем остается актуальным вопрос о правильном выстраивании государственно-конфессиональных отношений, о границах и мерах взаимодействия светского государства и религии.
Действительно, жить в согласии со своей верой и в то же время выступать полноценным гражданином светского общества есть идеальный образец государственно-конфессиональных отношений и достижение данного идеала требует постоянной работы, как всего общества, так и каждого гражданина страны.
Бектенова Мадина Кенесарыевна,
Ученый секретарь Института философии,
политологии и религиоведения КН МОН РК, PhD