Религиозность в наше время стала важным индикатором, по которому определятся содержание культурных парадигм, происходит направленное воздействие на массовое и специализированное сознание, вырабатываются политические стратегии.
В последние десятилетия появилось немало различных констатаций в отношении религиозной сферы в Казахс тане, влияния религии на жизнь казахстанского общества.
Обратимся к данным социологического исследования религиозности среди алматинцев, которое проводилось летом 2018 года.
Для многих сограждан в годы суверенного развития процессы религиозной идентификации стали значимыми. Определенная часть населения обратилась к поискам религиозной духовности. Религиозная самоидентификация алматинцев показывает, что каждый второй (50,8%), называющий себя верующим, не участвует в религиозной жизни, связывают свою жизни как верующего человека с религиозной общиной и следованием религиозным нормам 17,9%, заявляют о внеконфессиональной религиозности 15% респондентов. Около 14,5% респондентов не акцентируют свою принадлежность к религии (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Религиозная самоидентификация населения мегаполиса (%)
В условиях светского государства, многоконфессионального и поликультурного общества становится важным переосмысление значения, определение места религии в контексте жизнедеятельности, понимание ее функций, выстраивание эффективной государственной политики взаимодействия государства и религии, поиск новой идеологии. Отношение к религии как к институту в годы независимости существенно трансформировалось, благодаря новому пониманию роли и функций религии в жизни общества.
Институт религии получает амбивалентные (как положительные, так и негативные) оценки. Религия воспринимается в широком диапазоне статусов (в понижении значимости): как традиционный историко-культурный атрибут; как пространство этно-культурной идентификации; как сфера, исключительная для понимания сущности человеческой духовности; как средство личного спасения и ниша общения с Богом; как истина и смысл жизни; как нравственный императив и регулятор образа жизни и др.
Как воспринимают алматинцы функции и предназначение религии отражено в рисунке 2.
Рисунок 2 – Оценка функций религии населением Алматы (%)
Однозначной оценки состояния и динамики религиозности с позиций и в условиях светскости казахстанского общества нет. Вместе с тем, следует констатировать, что институциональное влияние религии существенно изменилось. В общественном сознании укоренена идеологема о традиционных/нетрадиционных религиях, имеется четкое восприятие, различение, оценивание традиционных и новых религий, дифференцированное понимание их роли и влияния на жизнь общества.
Религии, называемые и воспринимаемые как «традиционные», идентифицируются с национальным образом жизни, с культурой и типом цивилизации, принадлежность к которым для представителей этнической группы естественна. Традиционные религии имеют глубокие корни в психологии, менталитете, в бытовании, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления этносов, в обычаях. Оценка влияния традиционных религиозных течений – выраженно позитивная (78,9%), и, напротив, отчетливо негативное отношение (47,3%) фиксируется по отношению к новым религиозным организациям, к которым большая часть населения мегаполиса относится с недоверием и опаской.
Религиозные объединения все больше стремятся быть субъектами современного политического процесса, конкретизируя свои социально-политические стратегии, согласуя религиозные ценности с реалиями современности, активизируя деятельность в обществе, что обязывает светское государство искать эффективные подходы в реализации государственно-конфессиональных отношений. Алматинцы оценивают роль традиционных и новых религий (рисунок 3).
Рисунок 3 – Оценка алматинцами влияния традиционных и новых религий на жизнь общества (%)
Современная социальная ситуация показывает, что религиозность в современном Казахстане как черта обыденного (массового) сознания и поведения (а у определенных групп граждан – и образ жизни) проявляется в различных проекциях: как в явных, так и в скрытых форматах, как в позитивных по своему воздействию на личность, общество, так и в негативных формах. Как оцениваются религиозные воздействия в обыденной жизни алматинцев (в проекции на своих родных, коллег, друзей, соседей) показано на рисунке 4.
Рисунок 4 – Оценка алматинцами некоторых факторов религиозности среди родных, друзей, коллег, соседей (%)
Как следует из данных социологического исследования, в мегаполисе сосуществуют различные проекции населения по отношению к религиозности как образу жизни. Алматы представляет собой чрезвычайно пеструю палитру религиозных и не религиозных верований, традиций. Поэтому в условиях высокой миграционной активности, концентрации населения важно осуществлять политику веротерпимости, реализацию концепции светскости, профилактику экстремизации сознания и поведения по религиозно-мотивированным причинам.
Бурова Елена,
Президент ОФ ИКГ «Перспектива», гнс ИФПР МОН РК