Управление по делам религий города Алматы

ИНТЕРВЬЮ С КАЙРАТОМ КУДАЙБЕРГЕНОМ

1. Кайрат, вы верующий мусульманин, верно? Как вы пришли к религии?

Мой приход к религии был достаточно интересным. Я жил в общежитии в родном поселке, и напротив общежития открыли курсы арабского языка. Это было небольшое медресе. У нас были очень крутые преподаватели. Один из преподавателей, исламовед, когда-то получил образование в Египте, другая преподавательница была из Турции. Тогда в Казахстане только начинало появляться такое обучение, первые специализированные книги для изучения ислама. Мне повезло, что у моих учителей были не просто знания об исламе, а теологическое образование.

  1. А вы знаете что-либо о качестве религиозного образования в Казахстане сегодня? Если да, то как вы его оцениваете в сравнении с тем, что вы получали в те времена?

Оцениваю хорошо. У нас есть университет «Нур-Мубарак», откуда выходят сильные кадры: теологи, религиоведы. Я считаю, что подспорье именно у этого университета очень сильное. Помимо того знаю, что были казахско-турецкие лицеи, где наряду с образованием внимание уделялось правильному изучению религии. Под правильным я имею в виду изучение Сунны. Ведь если делить по мазхабам, течениям, мы, на мой взгляд, относимся к ханафитскому мазхабу. Форма верования достаточно мягкая, правильная, без агрессии.

  1. Под «мы» вы имеете в виду казахстанское общество?
    Большую часть нашего общества.
  2. Согласны ли вы с тем, что в нашем обществе всё же сложилась особая форма ислама - казахский традиционный ислам, отличный от верования в арабских странах? Если да, то как вы к этому относитесь: положительно или отрицательно?

Ислам в Казахстане очень интересен. Здесь много течений, которые пришли из других стран. 10 лет назад в нашу страну пришли ваххабиты, талибаны. Как раз эти течения и проповедовали религиозный экстремизм. Их последователи читали намаз в подвалах, прятались в закрытых помещениях. Это была агрессивная форма веры, которая вела нас в никуда. Мы прошли этот путь, и нам нужно было защитить свои границы от религиозного экстремизма. Благодаря, наверное, правильной политике ДУМК-а мы и обрели свою аутентичность, о которой вы меня спрашиваете. Сейчас у нас до сих пор есть разнообразие течений: есть суффисты, есть кораниты. И сегодня мы живем в светском государстве, где каждый определяет для себя религию, если она не экстремистского толка. Политика ДУМК построена на суннитском течении, идет по пути Абу Ханифа, который я считаю правильным.

 

  1. Возвращаясь к теме медресе. Как вы думаете: если бы вы и дальше занимались только религиозным образованием, ваш путь к успеху был таким же, какой он есть сейчас? Или все же свою роль сыграло и полученное светское образование?

    Я думаю, что успешность человека изначально в нем закладывается. Как говорят у казахов: «Қаң тартады». Если бы я пошел по пути только религиозного образования, я бы стремился в силу своего перфекционизма быть лучшим среди теологов и параллельно создал бы какой-то бизнес, который приносил пользу.

    6. Но вот все-таки, как вы считаете нужно и светское, и религиозное образование?

    На самом деле я, конечно же, за светское государство. Я сам наряду с Кораном читал и Библию: Новый Завет, Ветхий Завет. Для меня это правильно. Нужно быть открытым к знаниям.
  2. Вы являетесь амбассадором конкурса социальной рекламы по борьбе с религиозным экстремизмом «STOP Экстремизм». Одна из целей конкурса - привлечь молодежь к этой проблеме. Как вы думаете: почему среди молодого поколения эта тема не так значима и распространена? Хотя даже в нашей стране экстремисты при вербовке нацелены именно на молодых ребят.

    Кто обычно становится жертвами экстремистских организаций? Простые парни из аулов: те ребята, которые переехали в город и не могут найти себе работу. Социально уязвимые слоя. Ребята достаточно боевые, «духовитые», близкие ко всему казахоязычному. У них есть «дух», я считаю это классно! Но их «духом», взглядами начинают пользоваться экстремисты и вербуют их, благодаря своему умению ораторского искусства. Поэтому надо вовремя «ставить прививку». Необходимо вовремя эти вещи предостерегать.

  3. А почему городская молодёжь, у которых есть возможность на образование, обучение, не обращает внимание на существующую проблему?

    Потому что для них это нехайповая вещь, это непопулярная тематика, которая немного токсичная. Поэтому они избегают этой темы, не хотят принимать участия, брать на себя ответственность. Хотя на самом деле это те вещи, о которых мы должны говорить открыто. Даже когда я пишу об этом в социальных сетях, все делают вид, как-будто религиозного экстремизма в нашей стране нет. Да, благо КНБ работает хорошо, за это им нужно отдать должное. Но даже когда мы говорим о произошедших террористических актах, люди думают: «Cправились, ну и хорошо». Каждый мыслит: «Меня это не коснется». Это самая большая проблема, которая есть на сегодняшний день.
  4. Вы затронули тему, что мы не говорим открыто о религиозном экстремизме. А вот лидеры радикалов активно используют Интернет, любые соцсети для распространения своих идей. Вы, как медийная личность, можете объяснить, почему у нас нет некого противовеса им среди лидеров общественного мнения в нашем медиапространстве? Тех, кто поднимет эту тему в обществе? Ведь всем известно, что проблема существует, людей вербуют, мужчины и женщины с детьми уезжают в Афганистан, Сирию ещё с 2008 года.

    Об этой тематике я говорил уже давно. Причем, будучи студентом, я уже участвовал в операциях по задержанию ваххабитов как дружинник. Для меня было открытием, на каком уровне все происходит. Мы находили склады религиозных материалов экстремистского толка, СD с проповедями, оружие. Это очень страшные вещи. Об этом надо говорить, более того необходимо научить людей определять экстремистов.
  5. Вы сами когда-нибудь сталкивались с пропагандой радикальной идеологии?

    Да, я сталкивался. Лет десять назад в мечетях города Алматы вербовщики подходили к верующим. Они делились по трое, подходили к тебе и начинали разговор, прикрываясь тем, что просто рассказывают об исламе. У каждого из них была своя роль: один здоровается, второй начинает разговор, а третий его заканчивает. Тогда я не осознавал всей опасности, но, когда начинал читать книги, которые они мне давали, видел: меня ведут не в ту степь. У меня были знания, и я сразу отстранялся от этих людей.

         11. А что бы вы посоветовали молодым людям, о которых мы ранее говорили: тем ребятам, которые оказались в сложной ситуации и уязвимы для вербовки экстремистов? Как им противостоять?

Зайти на официальный сайт ДУМК-а, на azan.kz и уметь определять правильный путь от неправильного течения. Приобретайте больше знаний, не ленитесь, ведь сейчас везде есть Интернет.

Материал подготовлен Общественным фондом «Social Development Center».

12.11.2019

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры