Хотелось бы немного поправить вас: история присутствия католиков в Казахстане связана не только с советской депортацией. Католики находились здесь уже в 19 веке – в г.Верный. Перед этим еще в 14 веке на протяжение ста лет существовала католическая епархия на территории Алмалыка. Поэтому говорить, что католицизм в Казахстане связан только с депортациями, немного несправедливо по отношению к истории. Сегодня много немцев, поляков, оказавшихся здесь из-за депортации, уехали. Но правда в том, что наша церковь все равно растет. Есть местные люди, которые имеют корни еще польские, немецкие, но есть и те люди, которые не имеют традиционно католических корней.
Пока нет. Но мы стремимся к знанию казахского языка. Я бы хотел владеть казахским и говорю об этом нашим священникам: мы должны стараться хорошо знать казахский язык, хотя бы читать на нем, потому что мы живем в этой стране. Официально мы не проводим мероприятий на казахском языке, но у нас есть священники, верующие, которые способны рассказать о католицизме на казахском. Это меня радует. Мы не чужие на этой земле, ведь церковь следует судьбе страны, в которой она находится.
Есть казахи, которые принимают католицизм, есть также метисы. Но эта идея больше связана с проявлением уважения к стране и к нашим верующим. Ведь казахский язык является государственным.
Человек растет в определенной среде: в конкретной семье, в конкретной культуре с конкретной историей. Этого не избежать. Я родился в Испании, меня воспитывали в рамках католической религии и поэтому я католик – это нормально. При этом сегодня я вижу много примеров людей, которые по мере взросления делают личный выбор и выбирают религию, отличную от той, которую исповедуют в их семье – это тоже нормально! Любой человек имеет право быть свободным. Тем более нельзя заставить человека верить в ту или иную религию. Это против природы самой веры. Религия – это свободный путь к богу. Я признаю, что в Казахстане большинство людей имеет мусульманские традиции. Но традиции – это культура и история, а не практика и жизнь. Даже если предки человека были мусульманами, в дальнейшем он имеет право сам выбрать себе религию. Об этой свободе совести говорит и Конституция Казахстана.
Мне кажется, что в Казахстане эти отношения сложились удачнее, чем в других странах. Всё потому, что со стороны государства есть особое стремление к этому. Мы видим, как в других странах есть большие проблемы из-за разнообразия конфессий. А у нас государство стремится не просто к миру и согласию, но и к общению представителей разных религий – даже на уровне лидеров этих конфессий. Проводятся различные встречи и другие совместные мероприятия. В октябре проходит традиционный съезд лидеров мировых и традиционных религий во Дворце мира и согласия.
Я лично? Нет, потому что есть и другие священники, которым я делегирую это, говорю: нужно участвовать.
Я считаю, что, когда представители разных религий знают друг друга, когда между ними есть общение, дружба – это хорошо. Если бы были какие-то конфликты, такие мероприятия дают нам возможность поговорить и решить их. Между нами хорошие отношения, и это отличный пример для верующих. Хочешь не хочешь, но религиозные деятели должны быть образцами. Ведь мы ответственны не только за религию при нашем храме, но и за то, что происходит в обществе. Это тоже часть нашей миссии.
Нас мало, правда же? Но это не значит, что наш вклад неважен. И я признаюсь, что иногда говорю нашим ребятам: Казахстану повезло, что мы здесь. Какие принципы мы привносим в общество? Любить всех, забыв о своем эгоизме, как в словах Иисуса: «Любите друг друга, как я возлюбил вас» – это тот посыл, который мы стараемся донести до людей. Хороший верующий в католицизме это не только тот, кто хорошо молится, а тот, кто является справедливым, честным человеком и вне церкви. Наш духовный вклад заключается в стремлении сделать людей вокруг нас добрее. А социальный вклад – это помощь бедным слоям населения, которую церковь старается осуществлять. И для нас неважно, какую религию исповедуют люди, которым мы помогаем. У нас есть благотворительный фонд «Каритас», действующий по Казахстану и по всему миру. Один из проектов – поддержка семей с детьми, больных синдромом Дауна. В основном – это нехристиане, многие из них казахи. У них есть возможность дать своим детям радоваться жизни. Поэтому на вопрос «Какой вклад мы вносим?» я отвечу: скромный, но мы искренне хотим помочь и не для того, чтобы люди потом стали католиками. А просто так, от всего сердца.
Материал подготовлен общественным фондом «Social Development Center».