Управление по делам религий города Алматы

Интервью c епископом Каскеленским, викарием Астанайской епархии – епископом Геннадием.

  1. Вы жили в России и приехали в Казахстан в 2010 году. Столкнулись ли вы с какими-то особенностями религиозного верования в нашей стране?

Да, конечно. Не будем забывать, что большинство православной паствы в Казахстане составляют потомки переселенцев – людей, исторической Родиной которых являются различные регионы России. Их предки были людьми закаленными и мужественными. Это, конечно же, накладывает отпечаток на лицо православной церкви в Казахстане. Здесь много крепких духовных общин, которые объединены вокруг священника – настоящего лидера своего прихода. Я рискну сказать, что нравственный уровень прихожан в Казахстане даже выше, чем среди прихожан той центральной России, где я служил пятнадцать лет. Но, к сожалению, будем откровенны во всём: в Казахстане не такой высокий уровень богословия. Например, в Костроме, где я служил, было несколько прекрасных высших учебных заведений. Преподавателями там в основном были профессора, светские специалисты. В Алма-Атинскую духовную семинарию, организованную нами, таких специалистов мы находим с большим трудом.

  1. Насколько важно для простого верующего, не стремящегося в дальнейшем стать религиозным лидером, получить духовное образование? Играет ли это образование какую-то роль в обычной жизни?

Духовное богословское образование хотя бы в каких-то начальных формах нужно абсолютно каждому христианину – не только тем, кто хочет стать проповедником или священником. Образование нам нужно хотя бы для того, чтобы подкреплять веру. Кроме того, образование помогает человеку ощущать себя комфортно в любом общении, потому что ты имеешь возможность аргументированно защитить свою точку зрения. Важнее всего, что духовное образование учит нас правильному взаимоотношению с богом. Существует много самых разных представлений о боге, и ряд некоторых представлений пропагандируют экстремисты. Экстремисты говорят о том, что бог требует насильственного распространения веры с помощью оружия, требует насилия по отношения к человеческой совести. Это всё клевета. А подлинное духовное образование помогает нам эту клевету распознать и отвергнуть. Такое образование мы и стремимся давать слушателям в нашей духовной семинарии.

  1. Как вы думаете: почему при наличии таких семинарий в христианстве, медресе в исламе, все ещё есть люди, которые получают знания о религии из сомнительных источников и примыкают к числу экстремистов?

Мне трудно говорить про исламскую религию, да и было бы некорректно, с моей стороны, говорить про ислам. Но могу сказать, что христианство переживает трудности другого рода. Христианам можно адресовать совсем другие претензии: их можно упрекнуть в том, что они мягкотелые, не в состоянии защитить свою веру. Я имею в виду утрату нравственных принципов среди приверженцев некоторых направлений церкви в Западной Европе. Христианство размывается в общинах, где благословляют грехи, немыслимые для традиционного христианства. В православной церкви мы стремимся сохранять древнее, духовно-нравственное христианское учение.

  1. К слову, об исламе и православном христианстве. Эти религии – наиболее распространённые в Казахстане. Как складываются отношения между исламом и православием в обществе?

Со своей стороны, могу сказать, что мы полностью удовлетворены характером взаимодействия с представителями исламского сообщества. Очень большую роль в этом играют, конечно, руководители государственной власти. По инициативе государства религиозных деятелей постоянно собирают вместе. Это происходит на разных уровнях: и в Нур-Султане –  на традиционном съезде лидеров мировых религий, и в каждой отдельной области. Совместно осуществляются добрые дела в сфере благотворительности. Мы также часто приглашаем представителей исламской уммы на какие-то наши проекты, которые проводим в Алмате и Нур-Султане. Я не могу вспомнить, по крайней мере в Алмате, ни одного примера какой-то напряженности между нашими религиями за последние годы.

  1. Тем не менее в российских СМИ за последние два года были опубликованы несколько статей о притеснении православных христиан в Казахстане...

Я тоже знаком с некоторыми статьями и могу объяснить это следующим образом. Казахстан – государство светское, и мы искренне полагаем, что это единственная возможность для многорелигиозного Казахстана сохранять мир и согласие в обществе. Мы понимаем, что такой характер государственной власти ограничивает миссионерскую деятельность. Например, мы не можем активно заниматься миссионерством в государственных учреждениях, в школах. Но мы понимаем обоснованность такого шага и готовы ради общей безопасности отказаться от части этих свобод – это совершенно нормально.

Российские журналисты привыкли оценивать религиозную ситуацию в других странах по меркам России. А в Российской Федерации общество построено совсем на других принципах. Вы знаете, что там и в государственных учреждениях, и в армии активно привлекается православная церковь. Но это другие реальности, другая страна. Когда журналисты знакомятся с подходами в религиозной сфере в Казахстане, у них иногда возникают вопросы и непонимание. В силу этого и появляются соответствующие статьи. Я часто присутствую на различных мероприятиях в России, и мне много раз приходилось объяснять и рассказывать местным журналистам, политикам о том, как православная церковь в Казахстане поддерживает все начинания государства для сохранения мира, согласия и дружбы в обществе.

  1. Возвращаясь к теме экстремистов, хотелось бы поговорить о том, что радикалы сегодня используют всевозможные технологии для распространения своих идей. Хотелось бы узнать: насколько Церковь подстраивается под современные веяния? Используете ли вы Интернет, соцсети для коммуникации с верующими?

Да, вы можете сами в этом убедиться. Практически у каждой церкви, у каждого крупного прихода есть своя страница в Интернете, аккаунты во всех социальных сетях.

  1. Они активно ведутся?

Они активно ведутся. Также есть группы в «WhatsApp». Во многих из них состою и я. У меня лично есть страничка и в Фейсбук, и в Инстаграм. Причем совсем недавно ко мне подошла журналистка и сказала, что знакома со мной по Инстаграму. Сейчас у меня около 2000 подписчиков. Инстаграм я завёл не так давно, но пользователем Фейсбука являюсь уже много лет.

  1. Активно ли Вы взаимодействуете со своей аудиторией? Отвечаете ли вы на их вопросы?

Конечно. Хотя я отвечаю не на все вопросы, потому что спрашивают много глупостей. Но если я вижу, что незнакомый человек задает мне серьезный и важный вопрос, я безусловно отвечаю. При этом хотел бы отметить, что ко всем новейшим технологиям нужно относиться с большим рассуждением. Общая молитва в храме, совместное участие в церковных священнодействиях не может быть заменено виртуальным общением.

  1. Посоветуйте нашим верующим читателям: как им уберечь себя от влияния псевдорелигиозных течений?

Нам известно о многочисленных псевдохристианских направлениях, нетрадиционных течениях. В наш век информационной открытости, наверное, невозможно себе представить насильственный способ ограничения распространения деятельности всех этих учений. Но бывает очень странно, когда встречаешься с адептами такого нового, псевдохристианского направления, и обнаруживаешь, что этот человек в детстве был крещен в традиционной православной церкви, а потом ушел в это течение. Начинаешь с ним говорить и выясняешь, что он о родном православии не знает абсолютно ничего. Если вам понравилась проповедь этих нетрадиционных движений, для начала изучите, погрузитесь в традиционное представление о своей религии. Я не верю, что человек, который получил всевозможные богословские знания, изучил жизнь Серафима Саровского, проповеди Филарета Московского, польстится на идеи деструктивных течений. Подлинное духовное образование, основанное на традиционной религии – вот, что является мощным противоядием от пропаганды псевдорелигиозных учений.

 

Материал подготовлен общественным фондом «Social Development Center»

 

 

 

 

09.12.2019

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры