Радикальные мусульманские мыслители, идеологи террористических организаций считают, что джихад – это форма борьбы с врагами ислама. Их целью является всемирная террористическая война –глобальный джихад – против тех, кто не исповедует их ценности. Однако такое понимание джихада, безусловно, ошибочно и чаще всего призвано помочь религиозным экстремистам достичь их политических, экономических и личных целей. В других случаях такое понимание является выражением религиозного фанатизма, также основанного на неверном толковании ислама. О том, что подразумевается под понятием "джихад" в исламе, рассказывает казахстанский теолог Руслан Кайыргелди.
– Руслан, объясните, как правильно трактовать понятие джихад в исламе? В чём его сущность?
– Джихад (арабское слово) – это борьба, усердие во имя Ислама, которая должна полностью соответствовать сунне пророка Мухаммеда, то есть требованиям шариата. Нельзя забывать, что пророк Мухаммед назвал высшим проявлением джихада борьбу с самим собой, то есть со своими страстями. Человек должен заниматься воспитанием своей души и нести истинное значение Корана другим людям. К сожалению, многие люди, в том числе мусульмане, забыли об истинном значении джихада.
– Как искажается понятие джихада, например, в радикальных религиозных течениях?
– Джихад имеет отношение к современным войнам, к примеру, к войне в Сирии и в других странах. Там считают, что это джихад на пути к Аллаху. Это ошибочное заявление. Истинный джихад, и ислам в целом, не имеют ничего общего с сепаратистами, бандитами, религиозными экстремистами, терроризмом и насилием. Эти люди – не мусульмане, потому что истинно верующий никогда не прольёт кровь невинных, он соблюдает этот закон. Мусульман всегда наставляет Аллах, и любая проблема в исламе решается мирным путём. Также любой мусульманин знает, что кровь и имущество другого человека запретны для него. Поэтому те люди в арабских странах, которые воюют якобы во имя религии и проливают кровь невинных, к истинному джихаду и исламу никакого отношения не имеют.
– А какие ещё трактовки джихада возможны в исламе кроме борьбы со своими собственными недостатками?
– Стоит сказать, что для мусульманина защита своей страны, родины и её границ является священным долгом. Потому что это его семья, его честь и достоинство, в конце концов, это его религия. В исламе высоко ценится воинский долг и защита своей родины. Если случилось нападение на страну, джихад объявляет официальный правитель страны.
– Где можно получать знания об исламе без опасности стать жертвой экстремистских идей?
– Что касается радикальных течений в нашей стране, в Казахстане, то они определённо искажают ислам. Они ошибаются и выводят многих людей из ислама, особенно тех, кто не разделяет их убеждений. После этого их "псевдошейхи", "псевдоучёные" дозволяют проливать кровь и распоряжаться имуществом людей иных взглядов, называя тех иноверцами или же врагами. Такие искажения, к сожалению, имеют место быть не только в Казахстане, а во всём мире. Одна из причин этого – отсутствие знаний, из-за этого разные заблудшие люди примыкают к деструктивным проповедникам, которые распространяют искажённую информацию. Результаты этого мы видим в религиозных войнах. К сожалению, интерпретация ислама зависит от того, откуда мы её получаем. Если получать правильные знания, правильную информацию от традиционных, официальных учреждений таких, как ДУМК и мечети, то человек никогда не "заблудится" и не примет сторону "псевдошейхов".