Правовую основу для регулирования отношений в религиозной сфере со времени обретения независимости в Казахстане заложил Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", принятый ещё в 1992 году. Он дал толчок развитию конфессий в Казахстане. За 19 лет действия этого закона возросло не только количество верующих, но и появились террористические и экстремистские риски. В 2011 году увидел свет новый Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", а в 2019 году был представлен новый одноименный законопроект, но так и не был принят. Что кроется за правовыми переменами и вокруг чего специалисты ломают копья, рассказывает старший преподаватель юридического факультета КазГУ, доктор Phd Адилгазы Серикхан.
– В Казахстане в разное время принимались законы, регулирующие религиозную сферу. К чему сводились изменения?
– Право на свободу вероисповедания (религии, совести) является одним из основных прав человека, закреплённых в Конституции, законодательстве многих стран мира и международно-правовых документах. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, говорится в статье 22 Конституции Республики Казахстан.
В развитие конституционных положений были приняты нормативно-правовые акты. В Казахстане специальным законом, регулирующим религиозные отношения, является Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединений", принятый 15 января 1992 года. Примечательно, что данный закон был принят не только до появления Конституции Республики Казахстан 1995 года, но и до первой казахстанской Конституции 1993 года.
Важно также отметить, что с принятием данного закона стали формироваться правовые отношения в духовной сфере. Не будем забывать, что советское государство формировало у граждан атеистические убеждения. В то время как в независимом Казахстане верующие получили полноправные права, а их доля в обществе увеличилась многократно.
В статье 1, п.1, действующей Конституции РК говорится, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Понятие "светское" означает, что религиозные организации не могут вмешиваться в дела государства и влиять на политическую жизнь страны. Светское государство не исключает веру или религию, а предполагает, что принимаемые решения основываются не на религиозных, а на правовых принципах.
В то же время речь идёт не только о свободах и правах, но и об обязанностях граждан, их ответственности. В статье 3 Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" говорится о том, что никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев.
– Одной из причин необходимости принятия нового Закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" (обсуждался в начале 2019 года) называлось несовершенство действующего Закона РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" от 11 октября 2011 года. В чем выражается это несовершенство?
– Действующий Закон РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" от 11 октября 2011 года был принят для дальнейшего упорядочения деятельности религиозных объединений в связи с нарастающей угрозой терроризма и экстремизма, необходимостью противостояния деструктивным религиозным течениям. И конечно же, он преследовал задачу противодействия деструктивным религиозным сектам.
Создание благоприятного правового режима для удовлетворения религиозных потребностей граждан и деятельности религиозных объединений поможет государству справиться с современными вызовами экстремистского и террористического характера.
Действительно, в 2019 году Парламент вернул Правительству проект нового закона на доработку. Понятие "свобода вероисповедания" в современном законодательстве является неотъемлемой частью основных принципов свободы совести. Казахстанская общественность нередко выражала беспокойство касательно религиозного обучения за границей и ношения культовых одеяний в общественных местах.
– Одной из причин отклонения законопроекта рассматривалась дефиниция "деструктивная религия". Данный термин часто употребляют в экспертных кругах и официальных заявлениях. Почему же трудно найти юридическую дефиницию?
– Действительно, многие отечественные учёные-религиоведы не раз высказывали свое мнение относительно понятия "деструктивная религия". Юридическая дефиниция "деструктивности" в законопроекте выглядит расплывчатой: "деструктивным" называют течение, "представляющее угрозу охраняемым правам и свободам человека и гражданина", которое ведёт деятельность, "направленную на ослабление и разрушение нравственных устоев, духовных и культурных ценностей, религиозных чувств и традиций народа".
Такая расширительная трактовка понятия, естественно, не способствует целенаправленной работе. Многие считают, что это понятие не совсем точно отражает суть рассматриваемого явления. В идеале юридические термины должны быть понятными и однозначными.
– Закон не может запрещать те или иные религиозные течения, так как это вера, а не религиозное объединение. Как тогда закон может противостоять деструктивным религиям?
– Вы правы, религия – это идея, убеждение, личная вера людей. Вот и получается так, что закон не запрещает религиозное течение. Но государство борется с любыми противоправными действиями, в том числе сторонников религиозных течений, посредством принятия специальных правовых (нормативных) актов.
А именно, в целях профилактики правонарушений и преступлений законом от 22 декабря 2016 года в Кодекс РК "Об административных правонарушениях" внесены изменения и дополнения об обязательной регистрации граждан по месту временного пребывания. Также среди мер, принятых в рамках пакета законодательных поправок, направленных на борьбу с экстремизмом и терроризмом в стране, предусматривается регистрация мобильных телефонов. Кроме того, операторов связи обязали сохранять информацию клиентов в течение нескольких месяцев.
Как известно, сегодня люди черпают информацию о религии в интернете. Как средство социальной коммуникации он может стать инструментом для деструктивных организаций, ищущих новых единомышленников. Поэтому Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму", вступивший в силу 1 января 2017 года, оказался своевременным.
Актуальны и пункты 1-2 ст. 41-1 Закона РК "О связи": "В случаях, не терпящих отлагательств и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой, председатель КНБ РК, его заместители или начальники территориальных органов КНБ либо лица, их замещающие, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещённой в них информации".
Норма не предусматривает массового отключения региональных интернет-сервисов, сетей связи и является исключительно необходимой мерой при проведении антитеррористической операции в случае возникновения массовых беспорядков и иных нарушений законодательства в области средств массовой информации.
– Одна из распространённых проблем в том, что секты стремятся переписать на себя имущество граждан. Закон может как-то противостоять таким махинациям?
– Верующие могут жертвовать или передавать своё имущество религиозным объединениям. Закон граждан не ограничивает. Но есть ещё и Уголовный кодекс РК, который предусматривает ответственность и наказание за мошенничество. Если есть признаки правонарушения, то к уголовной ответственности могут быть привлечены члены религиозного объединения.