Веротерпимость принято считать показателем зрелости гражданского общества. Особенно в текущее неспокойное время.

На сегодняшний день имеются нетрадиционные религиозные течения, представляющие угрозу для общества. Они крайне агрессивны и не толерантны в отношении представителей других конфессий. К примеру, большинство приверженцев деструктивных религиозных организаций твердо верят в то, что по канонам шариата истинно верующий мусульманин должен возненавидеть каждого неверующего. В противном случае его вера будет неполной. Как правило, последователи деструктивной религиозной идеологии при необходимости имеют теологическое оправдание агрессии и насилия в отношении всех тех, кто провозглашается "неверным". Однако, как известно из каноничных писаний, традиционная религия призывает к веротерпимости и уважению в отношении представителей других вероисповеданий.

Также есть расхожее мнение, что веротерпимость больше характерна для поликонфессиональных обществ, нежели для самих религий, которые испокон веков чутко следили за чистотой своей веры. Но такое мнение не соответствует действительности. Так считает старший преподаватель кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Льва Гумилёва Тимур Аймухамбетов. Признаки уважительного отношения и терпимости к представителям иной веры можно обнаружить в традиционных мировых конфессиях.

– Веротерпимость как ценность больше присуща светскому обществу. Является ли она такой же ценностью для ислама? И что говорится в этой религии о веротерпимости?

– В данном аспекте можно уверенно ответить, что веротерпимость является ценностью ислама как религии. Ведь в Коране сказано: "По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним, когда они противостояли тебе. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя" (сура "Алю Имран", аят 159). Соответственно, мусульмане уважают права людей на свободное вероисповедание. Мусульмане могут лишь разъяснять основы своей религии, но наставлять людей идти только по пути ислама они не могут.

Немаловажным аспектом в истории является тот факт, что в Омейядском халифате, Аббасидском халифате и Османской империи представители иных религиозных конфессий не только свободно проводили свои религиозные обряды, но и активно привлекались на государственную службу. Мусульмане уважительно относятся к последователям иных религиозных конфессий в общем и к представителям иудаизма и христианства в частности. Ведь общественные отношения среди мусульман выстраиваются по принципу справедливости, гуманности и милосердия. Ответ на данный вопрос хотелось бы завершить хадисом аль-кудси: "Я запретил Себе поступать несправедливо и запретил вам то же самое. Не будьте же несправедливы".

– Аналогичный вопрос касается и христианского мира, одной из самых крупных конфессий. В самой религии содержатся ценности и установки веротерпимости?

 Ислам и христианство как религиозные конфессии имеют различную историю становления своих учений. Что же касается ценностей и веротерпимости среди представителей христианства, то, по моему мнению, оно базируется на следующем:

  • Жизнь Иисуса Христа;
  • Заповеди Нагорной проповеди;
  • Жизнь и проповеди его учеников, апостолов и отцов церкви.

Главное отличие в данных установках заключается в следующем: христианская этика вытекает из факта, определяющего все главные особенности христианского мировоззрения – "Бог спустился с небес, страдал за людей, был распят и воскрес". Именно действия и поведение Христа, как и сам его образ жизни, являются примером и эталоном для его последователей.

– Сегодня часто говорят о веротерпимости как о политической ценности безотносительно к верованию. Может сложиться мнение, что только в наши дни стали обсуждать веротерпимость. Когда в разрезе истории человечество стало поднимать подобные вопросы? Ведь и в прошлом были религиозные распри.

 Именно как политическая ценность веротерпимость стала обсуждаться в последнее время. Исторически вопрос о веротерпимости стал активно подниматься ещё во времена античности. Соответственно, можно привести много исторических примеров:

  • В XIII веке в Великих Ясы Чингисхана была провозглашена веротерпимость: не запрещалось верить в своих богов, но требовалось верить в единого Бога;
  • 1791 год – свобода вероисповедания закреплена Первой поправкой к Конституции США.

Эти два факта ярко демонстрируют актуальность вопроса о веротерпимости в разные исторические эпохи. Что же касается религиозных распрей в прошлом, то, на мой взгляд, к религиозным ценностям они не имеют ни малейшего отношения.

– Религиозные фанатики часто используют термин "кафир". Откуда он взят? Из священных текстов или люди его сами стали использовать?

 Данное слово происходит от корня "к-ф-р" (скрывать, нечто скрытое). В буквальном смысле оно значит "тот, кто скрывает". Таким образом, буквальный смысл данного слова вовсе не "неверный". Однако оно используется для передачи разных смыслов, зависящих от конкретного контекста. В теологическом плане так называют людей, которые неискренни в своей вере независимо от их вероисповедания. Данное выражение также употреблялось в политико-правовом и социальном смысле, а именно:

  • для обозначения всех, кто не верит в откровение, ниспосланное Мухаммеду. В этом смысле слово употребляется в пятом аяте 60-й суры, где говорится о молитве Авраама, который не хотел быть искушением для "тех, которые не веруют" в его послание. Далее в этой суре говорится о доброте и справедливости к иноверцам (60:8), за исключением тех, кто активно воевал и подвергал верующих гонениям по причине их религиозных убеждений;
  • для обозначения язычников, без причисления к данной категории иудеев и христиан. Один из примеров данного употребления находится в аяте (Коран 60:10, 5:5) – он запрещает мусульманам сочетаться браком с кафирами (язычниками), тогда как не запрещено мусульманам жениться на женщинах из "людей Писания".

– Есть ещё один термин, который упоминают в официальных заявлениях религиозные деятели, – "прозелитизм". Не говорит ли это о том, что в традиционных конфессиях признаётся за человеком право на выбор вероисповедания?

– "Прозелитизм" – термин, определяющий стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели. Для большинства мировых религиозных конфессий на том или ином этапе развития он характерен. Но есть религиозные общины, где он запрещён: например, у друзов и алавитов. Сейчас термин скорее обозначает свободу миссионерской деятельности религиозных конфессий, но это не означает, что данные конфессии будут одобрять переход своих верующих в иную религиозную конфессию.