В сентябре 2020 года исполняется 16-ая годовщина трагедии в городе Беслан (Северная Осетия). Всего через три года после теракта в Нью-Йорке и всего через год после трагедии на Дубровке в Москве, мир потряс ещё один кровавый и беспринципный акт насилия над мирными гражданами.
С 1 по 3 сентября группа чеченских террористов удерживала школу с более 1000 заложниками, во время штурма которой погибло несколько сотен взрослых и детей. По инициативе Управления по делам религий города Алматы рассказываем о событиях тех страшных дней, о жертвах теракта, и рассуждаем о том, как не допустить подобной трагедии в Казахстане.
1 сентября 2004 года в школе номер один города Беслана началась торжественная линейка по случаю начала очередного учебного года. Мероприятие прервали 32 сепаратиста группировки "Кавказ центр". Ранее они безнаказанно пересекли границу Северной Осетии и вошли в город. Всех присутствующих (более 1100 человек) террористы согнали в спортзал и столовую школы и удерживали там в течение трёх дней. Уже в первый день спецназ ФСБ предпринял попытку штурма, были спасены несколько заложников, но не обошлось без жертв. Далее последовала осада и долгие переговоры. На второй день частично они увенчались успехом – было выведено ещё около 25 человек, но основная часть детей, учителей и родственников находилась в спортзале школы. В середине третьего дня в здании начался пожар из-за взрывов устройств, принесённых террористами (по другой версии один из спецназовцев случайно разрядил в школу снаряд РПГ). Во время пожара началась паника и срочный штурм школы. В результате большая часть заложников была спасена, а группа террористов ликвидирована.
Теракт в Беслане унёс жизни 333 человек, ещё 783 получили ранения разной степени тяжести. Среди погибших 186 детей. Кроме того, было ликвидировано 27 террористов. Остальные взяты в плен. Разрушенное здание школы стало мемориалом жертвам трагедии. Сразу после теракта президент РФ Владимир Путин отдал поручение создать Национальный антитеррористический комитет, главной целью которого стали поимка лидеров группировки "Кавказ центр" Шамиля Басаева и его сторонников, а также президента непризнанной чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова. Именно они публично, хоть и не сразу, взяли на себя ответственность за теракт в Беслане. Группировка была ликвидирована, а лидеры устранены: Масхадов – в 2005 году, а Басаев – в 2006 году.
Кроме того, ухудшились отношения между Северной Осетией и Ингушетией, так как часть террористов, захвативших школу в Беслане, были уроженцами Ингушетии. Напряжение в межэтнических отношениях наблюдалось по всей территории России, но до открытых столкновений дело не дошло.
"На нашей земле произошла страшная трагедия. Все последние дни каждый из нас глубоко страдал и пропустил через своё сердце всё, что происходило в российском городе Беслане, где мы столкнулись не просто с убийцами, а с теми, кто использовал оружие против беззащитных детей. И сейчас я прежде всего обращаюсь со словами поддержки и сопереживания к людям, потерявшим самое дорогое в жизни – своих детей, своих родных и близких. Прошу вспомнить всех, кто погиб от руки террористов в последние дни", – обратился к народу после трагедии президент РФ Владимир Путин.
После бесланской трагедии в стране было создано несколько общественных организаций, помогающих родственникам погибших и жертвам теракта. Среди самых крупных "Голос Беслана" – организация способствует широкой огласке всех событий тех ужасных дней, а также помогает восстанавливать город после 2004 года, и "Матери Беслана" – организация помогает с реабилитацией жертвам и родственникам погибших.
В том же 2004 году, после трагических событий, в Беслане открыли новую школу, получившую название в честь погибших сотрудников спецназа. В этой школе заканчивала своё среднее обучение Ирина Гуриева. В день трагедии она находилась в злополучном спортзале, и во время штурма её вынес на руках начальник отдела спецназначения "Ворон" Александр Богомолов. Ирина долго искала своего спасителя после восстановления, но им не суждено было встретиться.
"Голубые глаза, щетина и рукава вот так вот закатаны. Всё, что я запомнила, когда он меня из школы выносил. Я потом всегда про него спрашивала, ходила, смотрела, когда к нам спецназовцы приезжали. А потом нашла в интернете фотографию Богомолова. У меня внутри что-то оборвалось, ушла с работы зарёванная. Потом прочитала, что в 2017 году он погиб. Мама познакомилась с его супругой. Она живёт в Москве. Я… короче, я не знаю, что ей сказать. Я знаю адрес, я все знаю, мне нужно прийти… Надо с ней увидеться, но… не знаю. У меня чувство какой-то вины. Что я не застала его живым, что его нет", – рассказала Ирина Гуриева о своих переживаниях корреспонденту российского издания "Новая газета".
Сейчас героине уже 23 года, она живёт вместе с мужем и с содроганием вспоминает те ужасные три дня в спортзале школы номер один.
"Я видела стрельбу в зале, видела, что террористы задевали провода, на которых висели бомбы… Я понимаю, что человек, который меня спас, не мог в меня стрелять… Мы дружим с семьями погибших спецназовцев, они часто сюда приезжают. У нас была необходимость с ними общаться. Просто необходимость. С семьей Разумовского мы уже сроднились, на свадьбе у Миши Разумовского я встретила своего супруга", – вспоминает Ирина Гуриева.
Ещё одной из выживших оказалась Лариса Кудзиева. За несколько месяцев до теракта у неё умер муж, и на школьную линейку со своими двумя детьми, сыном Заурбеком и дочерью Мадиной, она пришла в чёрном трауром платье. Во время нападения экстремистов Ларису с детьми загнали в столовую, где они оставались до первого штурма спецназа, произошедшего через несколько часов после захвата школы. Женщина сама стала свидетелем боевых действий.
"Бесшумно, по-кошачьи, будто на батуте. Встали на подоконнике — а спрыгнуть некуда, мы ковром лежим. Стол в центре стоял — они на него. Тут террорист вбегает, видит их, короткий бой, террорист бросает гранату. И всё", – вспоминает Лариса Кудзиева, описывая перестрелку, в результате которой были ранены её дети, а она сама получила осколочное ранение лица от взрыва гранаты.
Героиня пережила 30 операций на лице, частично лишившись зрения, её дочь получила пулевое ранение, а у сына лопнули барабанные перепонки. Но все они выжили и живут дружной семьёй, каждый год в начале сентября вспоминая роковые часы пережитого ужаса.
Со времени трагедии в Беслане вышло несколько сотен документальных лент, репортажей и новостей о хронологии событий, действиях властей и террористов, жертвах теракта и последствиях как для Северной Осетии, так и для всей России. Мы выбрали несколько самых актуальных, подробных и душераздирающих фильмов о Беслане, чтобы на их примере каждый мог определить для себя степень негативного образа жизни деструктивных организаций и последствий их деятельности, особенно сильно отражающихся ра судьбах мирных граждан.
Согласно данным рейтинга стран по уровню терроризма, составленного в 2019 году специалистами университета Мерилэнда (США), Казахстан занимает 85-ое место из 138, что является весьма низким (положительным) результатом. Тем не менее в стране с 2011 по 2016 года произошло не менее 9 терактов. Вспомнить хотя бы нападение на магазины и воинскую часть в Актобе или массовую резню в Иле-Алатауском Нацпарке. Чтобы не допускать подобных случаев или примера с Бесланом, необходим комплексный подход. И использовать надо попробовать простые, но эффективные методы.
Трагедия в Беслане показала, насколько может быть безнаказанной деятельность деструктивных организаций до момента случившегося теракта, и насколько кровавыми и страшными могут быть последствия. Выводы, сделанные российскими властями и мировым сообществом показывают, что система борьбы с экстремистами и террористами долна быть выстроена досконально, в том числе и в Казахстане. А это значит, что нужно быть бдительными не только обученным спецслужбам, но и обычным гражданам.