По сей день было немало написано о гуманитарной операции «Жусан». Вниманию общественности были представлены и документальные фильмы, и специальные репортажи. Тем не менее, многих волнует один и тот же вопрос – способствовало ли возвращение домой тех людей изменению их вероубеждений? Будучи на Родине, не примкнут ли они вновь в ряды деструктивных течений? Об этом пишет KazISLAM.kz
По официальным данным, в результате четырех операций, проведенных за полгода, на Родину были возвращены 595 наших соотечественников, 406 из которых – дети. В отношении 33 мужчин вынесены приговора, живыми и здоровыми вернулись более 150 женщин.
Разумеется, люди, оступившиеся в жизни, проходят процесс адаптации в обществе. Проживая в светском государстве, никто не вправе ограничивать круг их общения.
На ІХ форуме религиоведов Казахстана заместитель начальника антитеррористического центра Комитета национальной безопасности РК Сергей Швейкин сообщил:
«Сегодня численность последователей деструктивных религиозных идеологий в Казахстане, по нашим оценкам, составляет чуть более 20 тыс. человек. Значительное их число зафиксировано в Атырауской, Туркестанской , Актюбинской, Карагандинской областях, городах Алматы и Нур-Султан. В этой связи нашей главной задачей является «оздоровление религиозных ситуаций».
Очевидно, что граждане Казахстане, отправившиеся в Сирию «в надежде» «построить исламский халифат», как раз и являются одними из тех 20-ти тысяч, о которых говорил С. Швейкин. В свою очередь, отношения вернувшихся казахстанцев с приверженцами радикальных течений в стране находятся под постоянным контролем.
Об этом в интервью нашему порталу рассказывал директор информационно-пропагандистского и реабилитационного центра «Ак ниет» Алим Шауметов:
«Мы вели наблюдение за теми, кто вернулся в страну, и местными радикалами. Последние предпочитают не сближаться с ними. Так как хорошо знают, что с ними работают госорганы и органы внутренних дел. Одна женщина, возвращенная домой в рамках операции «Жусан», вышла замуж за местного мужчину, придерживающегося радикальных взглядов, но прожила с ним в браке всего лишь около двух месяцев. На мой взгляд, их взгляды не сошлись, к тому же женщина не смогла привыкнуть к проповедям мужа. Это опыт женщины, которая своими глазами увидела всю сущность радикальных групп».
А теолог, заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Ансар» управления по делам религий Актюбинской области Толеген Талдыбаев передал слова женщины, вернувшейся из Сирии:
«Наибольшую опасность для общества представляем не мы. Куда более опасны люди, проживающие в стране, и ведомые слепой верой».
Кроме того, Т. Талдыбаев упомянул, что среди женщин, возвращенных на Родину в рамках операции «Жусан», он встречал женщин, придерживающихся такфиризма.
Также теолог отметил, что связь между вернувшимися из Сирии и оставшимися там существует.
«Насколько я знаю, связь с Сирией оборвалась лишь в прошлом месяце. Может, турецкая армия во время рейдов отобрала телефоны или в связи с похолоданием лагеря переносятся на другое место. Но большинство женщин, чьи мужья остались в Сирии, поддерживали с ними связь посредством социальных сетей. Через знакомых россиян, кыргызов или через вторых жен они узнавали о делах своих мужей, живы-здоровы ли, или погибли. Кроме них никто не осмеливался выйти на связь с Сирией. Ведь все знают, что находятся под контролем», – говорит Т. Талдыбаев.
Наряду с этим, с возвращенными из Сирии людьми работают имамы и преподаватели-женщины. Об этом рассказал наиб-имам республиканской мечети «Хазрет Султан» Бакытжан Откельбаев:
«Проводится системная работа по возвращению их к традиционной религии, пропаганде здорового образа жизни. А выяснять, поддерживают ли они связь с Сирией или нет, – вне нашей компетенции. Но одно нужно отметить: те, кто уехал воевать в Сирию, и те, кто попал под влияние деструктивных течений в стране, читали одну и ту же литературу, т.е. это запрещенная литература деструктивного направления».
В заключение, компетентные органы не запрещают общение между людьми, возвращенными из Сирии в рамках операции «Жусан», и местными приверженцами деструктивных течений. Но повода для беспокойства нет, так как они находятся под жестким контролем.
К тому же немалую роль в возвращении к реальной жизни людей, стремящихся внести свой вклад в создание «исламского государства», играют рассказы женщин, которые сами побывали в этом аду и своими главами увидели, как на самом деле все происходит.