Практически каждая страна так или иначе регулирует деятельность религиозных организаций на своей территории, особенно иностранных. Почему?
Агрессивное проникновение новой религии в умы граждан не всегда бывает полезно с точки зрения здоровья общества, ярким примером являются экстремистские религиозные течения, которые зачастую начинают набирать большое число последователей в той или иной стране и подрывают её устои.
Новые культы могут менять менталитет, этику и уклад жизни в целой стране. Неудивительно, что власти считают своим долгом регулировать эту сферу.
Посмотрим, какие методы применяют в разных странах, чтобы не допустить опасного брожения умов и беспорядков в обществе.
Согласно Конституции, принятой в 1982 году, Китай провозглашается светским государством. Китайское правительство признало пять основных религий, которые жители исповедовали в стране исторически – даосизм, буддизм, ислам, католицизм, протестантство – и установило систему контроля над их институтами.
В стране представлены также некоторые религиозные меньшинства: например, мормоны, зороастрийцы, бахаи, иудаисты, последователи этнических китайских верований (поклонение Небесам, религия Белого камня, донгбаизм и бон) и другие.
Как резюмирует российский исследователь темы Анастасия Исаева в статье "Свобода религии в Китае и России: современные правовые рамки и система государственных ограничений", с одной стороны, в Китае представлены разные религиозные верования, число последователей которых непрерывно возрастает.
С другой стороны, государство осуществляет всесторонний контроль над реализацией свободы совести во всех её формах как единолично, так и сообща с другими, в том числе путём создания и деятельности религиозных организаций.
Например, пяти санкционированным религиям государство предоставляет защиту через пять соответствующих организаций: Ассоциацию буддистов Китая, Китайскую даосскую ассоциацию, Исламскую ассоциацию Китая, Протестантское Три – Сам Патриотическое движение и Китайскую патриотическую католическую ассоциацию.
В Китае введена целая система ограничений, которая не допускает свободное отправление культа и деятельность иностранных миссионеров и религиозных организаций, даже признанных религий.
Исходя из анализа национальных законов и правил Китая, эксперты делают вывод о том, что религиозная политика Китая направлена на недопущение свободной деятельности религиозных организаций новых и непризнанных верований.
Некоторые религиозные духовные группы в Китае запрещены законом. Например, культ богини Гуаньинь, культ Фалуньгу и Чжун Гун, Христианская церковь уезда Наньлэ.
Стоит отметить, что согласно законодательству, религиозные организации в Китае находятся под прямым контролем коммунистической партии.
Государство в Китае защищает только "нормальную религиозную деятельность", это значит, что коллективная религиозная деятельность граждан происходит в зарегистрированных местах (храмах, мечетях, церквях) и должна быть организована работниками религиозной организации согласно предписаниям той или иной религии.
Некоторые поправки в законодательство китайское правительство сделало, скорее всего, с целью сдерживания растущего исламского экстремизма в стране.
Например, изменения в постановлении "О религиозных вопросах", вступившие в силу в 2018 году, делают акцент на религиозной и социальной гармонии, призывают к взаимному уважению между верующими и неверующими и представителями разных конфессий и говорят о недопустимости провоцирования конфликтов между ними.
США являются поборниками религиозных свобод, причём не только на своей территории. Например, ежегодно в стране готовится международный доклад "Религиозная свобода в мире", который представляет конгрессу США государственный секретарь.
Доклад о свободе религии составляется госдепом США на основании нацзакона о международной религиозной свободе от 1998 года. В связи с этим госсекретарь США может готовить рекомендации о включении тех или иных стран и организаций в чёрный список злостных нарушителей свободы вероисповедания с последующим введением в отношении них санкций.
В целом позиция США по вопросу религий такова: главной ценностью Америки является свобода вероисповедания, но между тем такие террористические организации, как "Исламское государство" (ИГ), пользуясь этой свободой, продолжают похищать людей, насиловать, порабощать и убивать их, что должно преследоваться по закону.
По словам предыдущего госсекретаря США – Рекса Тиллерсона, "неспособность некоторых правительств защищать свободу вероисповедания приводит их страны к нестабильности".
Действующий госсекретарь Майкл Помпео также подчёркивает приоритетную значимость вопросов обеспечения религиозных свобод во всех странах мира.
Первая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания. Большую часть населения США составляют верующие, в основном христиане. Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии.
Государство в США оказывает косвенную финансовую поддержку религиозным организациям. Например, в 2006 году в армии США служили 2,5 тысячи офицеров-капелланов (из более 120 конфессий), которые получали жалованье из государственных средств.
В США не существует законов или других актов, требующих регистрации или иного легального признания религиозных объединений.
В своей научной статье "Государство и религиозные организации
(административно-правовые вопросы)" казахстанский эксперт в области права Роман Подопригора, анализируя американское законодательство, пишет, что верующие могут действовать в форме добровольной некорпорированной ассоциации. Но на практике большинство религиозных образований в США выбирают форму некоммерческой или единоличной корпорации, что очень похоже по требованиям на обычную регистрацию. Для того чтобы получить такой статус, необходимо обратиться, как правило, к секретарю штата.
Почему религиозные организации выбирают такую форму деятельности? Приобретение статуса корпорации по законам штатов – это только первый шаг. Вторым шагом, к которому и стремятся религиозные организации, является получение статуса освобожденной от налогов корпорации.
Для этого нужно получить статус церкви.Такой статус присваивает служба внутренних доходов США в соответствии со статьями налогового кодекса. В статье 501 (с) (3) этого кодекса, которая говорит об организациях, освобождаемых от налога, перечислены и религиозные организации.
То есть в США государство финансово стимулирует религиозные организации объявлять о себе и не находиться в тени.
И уже тут при определении, является ли организация церковью, налоговая служба имеет в виду два ключевых момента:
То есть практика регулирования религиозных организаций в США сочетает в себе либеральность и фискальные стимулы.
В связи с тем, что в Конституции РФ закреплён принцип светскости государства, а также принцип свободы совести и вероисповедания, перед государством стоят сразу две разнонаправленные задачи: с одной стороны, реализация указанных принципов, с другой, общественная безопасность.
При принятии Федерального Закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в 1997 году на заседании Госдумы председатель думского комитета по делам общественных и религиозных организаций Виктор Зоркальцев объяснил суть закона:
Закон создаёт барьер на пути религиозной экспансии в Россию, препятствует развитию тоталитарных сект, ограничивает действие иностранных миссионеров и при всём этом создаёт условия для деятельности традиционных для РФ религий и конфессий.
С тех пор в закон вносились поправки, но целеполагание и суть его не менялись.
Анализ действующего законодательства РФ показывает, что иностранные религиозные организации на территории страны имеют статус, отличный от статуса религиозных организаций, зарегистрированных в соответствии с действующим российским законодательством. На них не распространяется законодательство о религиозных организациях, и они не вправе заниматься культовой и религиозной деятельностью.
Деятельность иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации регулируется законодательством о некоммерческих организациях. Для представления своих интересов указанные организации вправе открывать свои представительства.
То есть таким образом государство контролирует деятельность иностранных религиозных организаций.
В Казахстане вопросы регулирования религиозных организаций определены Законом РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".
Согласно закону, государство отделено от религии и религиозных объединений.
Религиозные объединения и граждане республики, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускается.
Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
И в то же время никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.
В Казахстане государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан.
В стране запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.