Одним из приёмов, который используют религиозные террористы и экстремисты, стало превратное толкование джихада – священной войны. Обещая каждому "воину" место в раю после смерти, они вовлекают в свои ряды новых сторонников. При этом мало кто отдаёт себе отчёт, что понятие "джихад" трактуется далеко не буквально и не только как "война с неверными" и уж точно не призывает в современном мире с оружием в руках убивать невинных граждан другой веры. Поэтому и обещание рая – это обман для верующих джихадистов экстремального толка. Такое объяснение даёт старший преподаватель кафедры религиоведения Евразийского национального университета им. Льва Николаевича Гумилёва Тимур Аймухамбетов.
"Условно понятие джихад можно разделить на два аспекта: большой джихад (духовная борьба) и малый джихад (вооружённая борьба). Ведь джихад – не только борьба внешняя, но ещё борьба внутренняя за идеалы и принципы своей религии. Ведь недаром в Коране сказано: "Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие. – Коран, 49:15", – поясняет эксперт.
При этом великий джихад превосходит по своей значимости малый джихад. В подтверждении данной интерпретации часто цитируют слова пророка Мухаммада, который говорил: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому".
Какие виды джихада бывают?
В исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя ("джихад руки"). Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе.
- Джихад против своих пороков (нафс, "джихад сердца"). Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) ("джихад меча"). Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого.
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Из этого анализа видно, что же такое джихад и как его интерпретировать. Из этих шести видов активно используется в качестве описания только один, а именно – газават. Однако и данный термин гораздо шире, и знать его определение, несомненно, необходимо.
Впервые этот термин был использован во время похода пророка Мухаммада против города Мекки. Дословно он обозначает следующее: усилие, борьба, рвение и усердие. О джихаде очень подробно сказано в Коране – священной для мусульман книге. В разных его частях говорится о сущности джихада: "Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха".
Но джихад, как мы уже знаем, это не только борьба с внешними врагами, но и внутренними тоже. Это ещё борьба с собственными пороками, страстями и грехами.
"Настоящий муджахид тот, кто ведёт борьбу со своими пороками" (Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи – выдающийся исламский правовед).
"Из вышеописанных интерпретаций можно сразу уловить одну мысль, что объявить джихад может практически каждый правоверный мусульманин, ведь основная часть данной борьбы заключается в борьбе с самим собой. Что же касается "джихада руки" или "джихада меча", то там все зависит от политической обстановки в том или ином регионе. Но при этом данная борьба идёт на защиту правоверных мусульман, но никак на нападение на представителей других религиозных конфессий ради их уничтожения", – говорит Тимур Аймухамбетов.
Опять же, в данном вопросе нужно определить, что есть большой джихад и малый джихад, напоминает эксперт. Большой джихад может объявить каждый правоверный. Ведь борьба идёт внутри каждого из нас. А вот малый джихад после смерти пророка Мухаммада может объявить халиф либо один из его главных представителей. При этом данный вид джихада никогда не должен вестись против единоверцев.
Также имеется ряд правил ещё со времен пророка Мухаммада, которые нельзя нарушать во время малого джихада. Правила следующие: этот закон запрещает убийство стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях.
Но в современном мире данное слово потеряло своё былое обозначение. При этом надо учитывать отсутствие единого легитимного халифа для всех мусульман с 1924 года. Именно в этот год Мустафа Кемаль (первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства) упразднил данный институт власти.
Если рассматривать вопрос в данном контексте, то это лишь уловка, чтоб заманить адептов данных деструктивных религиозных течений для выполнения определённых миссий.
В данном аспекте они используют интерпретацию понятия "джихад руки". Данный тип джихада подразумевает, что мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живых участников войн называют газиями (гази).
"Однако данная интерпретация джихада определяет воинов, сражающихся на войне, но не людей, трусливо сеющих террор для психологического давления. Данная разница очень существенна, и из-этого можно сделать однозначный вывод, что террористы не попадут в рай", – резюмирует религиовед.
Террористы не попадают в рай, это лишь уловка для создания почвы для идеологического воздействия с целью получения определенных политических и/или экономических выгод. Данная интерпретация в корне неверна. Ведь рай ожидается при правильном проведении джихада.
"Большой джихад – это борьба с внутренними пороками, демонами и грехами. А малый джихад подразумевает открытую борьбу, противоборство и военные действия. Он подразумевает защиту правоверных, защиту своей уммы. Террористы же не воюют, они сеют хаос, страх и ненависть. Они не подпадают под понятие "джихад", и соответственно, их не ждёт рай после смерти", – ещё раз подчеркнул эксперт.