Многие из представителей монополизирующие путь «ахлю сунна» беспрекословно следуют лекторам данной группы в противовес игнорируя доводы традиционно присутствующей в Казахстане ханафитской школы и других мазхабов (шафии, ханбали, малики). Почему же лекции выше сказанных студентов трепещущее влияют на мозги их последователей нежели аргументы местного духовенства. Что привлекает их в идее салафизма? Эти вопросы мы попытаемся обсудить и попробовать найти пути решения.
В первую очередь попытаемся ответить на вопрос, «Чем мешают Казахстану группы призывающие к псевдосалафизму?».
С точки зрения религиозной практики, можно перечислить некоторые проблемные ситуации и примеры встречающиеся среди мусульманского общества:
Разлад внутри мусульманского общества, споры, разделение на группы, ненависть и т.д.
«Перетягивание одеяло на себя», «монополизация истины» - утверждение того, что только их убеждения правильны, а остальные являются нововведениями.
Формирование скрытого и открытого порицания представителей традиционного Ислама в лице духовенства.
Обвинение представителями данных групп основного большинства мусульманской уммы в Казахстане в нововведениях и отклонении от прямого пути «чистого Ислама»
Несомненно, самая главная причина роста приверженцев деструктивных религиозных течений (ДРТ) – это агитация, информация идущая по средством организованных религиозных уроков, подкрепленные своими аргументами, кажущимися, не имеющих опровержений и абсолютно верными. Однако, параллельно идет и агитационная работа представителей традиционного Ислама. Так почему же не заканчивается пополнения рядов представителей ДРТ?
Лидеры ДРТ одними из первых начали применять инструменты по широкому охвату масс через интернет и социальные сети. Инновационные технологии стали отрывной точкой в данном процессе агитационной работы.
Хотя, с некоторым опозданием, данный инструмент применили и лекторы духовенства.
Сейчас, многие из лидеров данных групп взяты по особый контроль и даже заключены под стражу. Однако, для многих из их последователей они являются «героями», ставшими жертвой в этом «богоугодном» по их мнению деле. Интересно, но факт, что лидеры этих групп всего лишь студенты, не ученые шейхи, не профессоры академий, а просто молодые люди переводившие своей аудитории труды определенных ученных, живших в разное время.
Именно отсутствие знания арабского языка и академических знаний в религиозной сфере стали причиной беспрекословного следования за теми, кто предлагал им Ислам в якобы самой чистой форме. И делается акцент именно на чистый, ничем не «разбавленный» Ислам дав ему название -«САЛАФИЯ». Ведь это самый мощный аргумент, предложить своим слушителям тот Ислам, который являлся в первых веках распространения учения пророка Мухаммада и конечно же цитируемый самим пророком, что это самые лучшие поколения мусульман. Кому же не хочется быть из числа самых лучших. Попытки быть похожими на лучших из лучших отразилась во многих вещах. Внешние признаки как борода, одежда и другие аксессуары резко разграничили и разделили религиозное общество на «своих» и «чужих». Им казалось, что уже визуально можно было определить кто «свой». Подворачивание штанов, не смотря на то, что штаны то сами по себе которые носят они, не имели отношения к тому времени. Ведь одеяниями того времени далеко не являлись джинсы и спортивки, иногда даже обтягивающие фигуру. Или протирание носков и ярое отстаивание данных позиций не смотря на то, что носков то, в те первые времена и подавно не было, а появились они совсем недавно. Отращивание длинной бороды, но пренебрежение ухода за этой бородой и многие другие факты из нашей современной жизни.
Суть же всех этих разногласий лишь в том, что лекторы преподающие ранее лекции переводя труды ученых наверное не подумали о том, что есть разная категория людей, которым по разному необходимо объяснять суть вещей. Учитывая менталитет, психологические барьеры, и многие другие причины восприятия. Одно то, что качество религиозной образованности и информированности в постсоветском пространстве далеко уступает арабским странам, где советское пространство являлось вообще по сути «кафирской», ставит определенные вопросы.
Уходя в глубь религиозных наук, все больше начинаешь понимать, что многие вещи без определенного уровня знаний нельзя интерпретировать так, как видится сейчас данные вещи глазами современного человека. Сам подход религиозных ученых говорит нам о том, насколько в разные эпохи развития Ислама в мировых масштабах применялись в рамках Корана и Сунны по разному. Несмотря на то, что сохранившиеся до нас четыре правовых школ по разному трактующие некоторые вопросы шариата, являются единогласно правильными. Так как применялись разные подходы в решении определенных ситуации, однако не выходивших за рамки дозволенного. У каждого из данных авторитетных ученных имеется своя доказательная база и каждый из данных методов не может опровергаться, т.к. мы не способны оценить этот труд глазами современности и не проникаемся глубже в саму серьезность того времени.
Мало образованные мусульмане начавшие практиковать Ислам некоторое время назад не владея даже арабским языком пытаются говорить о вещах суть которых даже не понимают. Пытаются оценивать тех или иных ученных. Обсуждают речь основателей знаний, которые были сказаны совсем не для них.
Навязывание определенных формул становиться причиной появления своих образов и понимании. Так например многие из последователей причисляют себя к «ахлю сунна уаль джамаа» разграничивая между ним и мазхабом. По их мнению мазхабы нечто отдельное от «ахлю сунна» и конечно же воспринимают многие вещи кардильно по своему. Отсюда нередко рождаются новые группы со своими представлениями о религии.
Психолог центра «Консультации и реабилитации»
при Управлении по делам религий города Алматы: Ахметов Б. А.