Стоит отметить, что ведущими религиями в Казахстане являются ислам и христианство. Так, по итогам переписи населения в 2021 году, 69,31% населения придерживаются канонов ислама, христианства придерживаются 17,19%, а 11,01% отказались указывать свою идентичность в вопросах веры. Между тем, развитие и распространение мировых и традиционных религий на территории современного Казахстана имеет свои исторические корни и предпосылки.
«К примеру, ислам начал распространяться на территории нашей страны в 8-м веке с южных регионов, этим и объясняется большое количество историко-культурных памятников исламской архитектуры в регионе Туркестанской области, к которым относятся мавзолей известного суфийского мудреца Ходжа Ахмет Яссави, мавзолей Арыстан Баб, большое количество мусульманских медресе. С приходом ислама в Среднюю Азию и Казахстан появились ученые с мировыми именами – Абу Наср аль-Фараби, Ибн Сина, Абу Райхан Бируни, Улугбек. Имена этих ученых были далеко известны за пределами родины. Как известно, первыми и последующими ханами казахского ханства были потомки Чингисхана, чингизиды не все следовали культу поклонения «синему небу», практические все ханы и султаны (чингизиды) приняли ислам и начали использовать в судопроизводстве и обычном праве нормы шариата», - рассказал научный сотрудник центра религиоведения Института философии, политологии и религиоведения Нурмухаммед Мейманхожа.
По его словам, данные обстоятельства наглядно показывают синтез религиозных и традиционных ценностей.
Так, принципы ислама и обычаи казахского народа существовали в форме традиций и многие из них сохранились до сегодняшних дней. К примеру, традиции уважения старшего поколения, оказания внимания подрастающему поколению, обряды «Құдалық» (сватовство), «азан шақыру» новорожденному ребенку, жертвоприношения животных во время «Курбан айт», поздравление соседей в дни «Курбан айт», «Ораза айт» - эти и другие значимые события в жизни людей сопровождались местными традициями гостеприимства, уважением соседей и благоприятным отношением к природе и окружающему миру.
Отличие национальных традиций
Исторические и религиоведческие источники показывают определенную специфику развития мусульманской культуры на территории современного Казахстана. Многие мусульманские каноны воспринимались как традиционные ценности, ввиду большого периода распространения ислама в нашей стране - более 10 веков назад.
«Известные исторические личности, писатели в своих книгах отмечают некоторые особенности вероисповедания ислама в казахской степи и дошедшие до сегодняшнего времени. Например, обряды связанные с рождением ребенка «тұсау кесу» не имеют сильного акцента в исламе, в традиции народа имеет большое значение с первых дней новорожденного. Обряд обрезания «Сүндетке отырғызу, сүндеттеу тойы» имеет более глубокие корни восходящие к семитским народам и позже к исламской вере. Свадебные традиции «Сырға салу», «Беташар», «Помазание животным жиром лба молодой невесты» - эти традиции не сильно акцентированы в исламе, но для казахского народа данные традиции имеют большую социальную, духовную и консолидирующую роль. Тоже самое касается и похоронных обрядов. К примеру, чтение молитвы из сур Корана по усопшим на 7, 40 дней, проведение поминальных обедов в исламе не прописывается, а для нашего народа такие обряды играют ценностную основу в виде почитания усопших и предков семи колен («Жеті ата»). Безусловно, в исламе почитание усопших людей является важным атрибутом веры, однако четко не регламентируются в виде календарных периодов как у казахского народа. Также определенные традиции и обычаи, такие как «шілдехана», «қырқынан шығару», «тілашар», «сыбаға», «ереулік», «шек беру», «сүйінші беру», «асар», «жылу», «қонақ каде», «қонақасы», «аузына түкірту», «жар-жар» и многие другие, больше связаны с разными периодами жизни человека и направлены на укрепление и сохранение семейных ценностей, к оказанию благотворительности и социальной проактивной жизненной позиции каждого человека», - отметил Нурмухаммед Мейманхожа.
Религиозность и отказ от национальных традиций
Многие задаются вопросом, предусматривает ли религия отказ от национальных традиций, праздников и обрядов. По мнению эксперта, Ханафитский мазхаб суннитского направления ислама говорит о том, что местные традиции, которые не противоречат символам религии, принимаются и не осуждаются. Известные благие поступки, проявления заботы и милосердия как самому и окружающему обществу в исламской религии трактуются как базовые обязанности верующего по отношению к личности и обществу.
«В соответствии с данным постулатом, благие деяния сформированные вековыми традициями ввиду разных исторических, социально-культурных изменений казахстанского общества, показывают ценностную основу толерантности нашего народа. Примеры коллективного переселения народов в периоды столыпинских реформ, сталинских репрессий на территорию современного Казахстана, наглядно показали гуманитарную роль казахского народа, ведь многие традиции сформированы и генерированы из источников священных писаний (Корана, изречений пророка Мухаммеда с.а.с)», - подчеркнул религиовед.
Вместе с тем, по словам спикера, необходимо учитывать то, что некоторые приверженцы деструктивных религиозных течений, манипулируя и используя в определенной степени малую информированность молодежи о традиционных ценностях, пропагандируют искаженные псевдорелигиозные взгляды для увеличения числа своих последователей. Результаты искаженных понятий, к сожалению, демонстрируются в различных деструктивных проявлениях. Поэтому в этом направлении необходимо большое внимание уделять религиозной грамотности населения и повышению информированности о текущих трендах в сфере религии.