В последние годы в Казахстане все чаще стали заключаться религиозные браки («неке қию»). Согласно религиозным канонам ислама, без благословения мечети и чтения молитвы-благословения муллой брак считается недействительным. Между тем наше законодательство не признает никях – лишь регистрация брака в органах РАГС (регистрация актов гражданского состояния).
На сегодняшний день многоженство не утверждено законодательно. Если мужчина без развода хочет взять вторую жену, его не регистрируют в РАГС, так как у него есть законная жена. В такой ситуации многие мужчины и заключают брак с помощью никях, который дает ему «официальную» возможность жить с двумя женами и не заводить «незаконных» любовниц-«токал» на стороне от семьи.
Кстати, в соседнем Кыргызстане многие браки в сельской местности заключаются с помощью неке – обряда мусульманского бракосочетания.
Однако в таком случае вторая жена и ее дети никак не защищены законом. В случае если мужчина разведется со второй женой, то она не может по закону претендовать на часть жилья, имущества, ее дети не могут наследовать, получать алименты. Ведь в таких случаях не действуют ни законы государства, ни законы шариата. Кстати, такие проблемы не решаются на государственном уровне, оставив их на совести и возможности мужчин и его семьи.
Если для законной жены и ее детей есть законы государства, то как быть на законодательном уровне, если есть две жены: как обязать мужа создать для обеих жен и детей все необходимые условия для жизни, обеспечить жильем и т.д.? По идее, законом должны быть защищены права и первой, и второй жены.
Участились и разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак» («развод»), и брошенная семья остается без алиментов, нередко без крыши над головой, потому что не было официальной регистрации брака.
В итоге отцы не выплачивают алименты собственным детям, никак не помогают бывшей жене. Все это происходит, потому что нет регистрации брака и не предусмотрена ответственность. Мужчины делают, что вздумается, дают «талак», могут и не дать и т.д. Страдают дети, мучаются женщины. Самое удивительное, имамы как бы отстраняются от этой проблемы – разве они не регистрировали такие браки, разве религиозный брак отменяет ответственность мужчин перед женой и детьми? По какой причине эта проблема не выносится на общественный и государственный уровень?
В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.
Берут женщину, разводятся с ней, берут другую и т.д. Нет никакой ответственности, при этом проблемы возникают именно из-за незаконного супружества.
И в Казахстане под воздействием религии постепенно меняется место женщины в семье и обществе, особенно в западных регионах. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд несколько лет тому назад казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ