Большинство стран в мире определяют себя светскими государствами. Этого же устройства придерживается и Казахстан с момента обретения независимости. О том, почему Казахстану важно оставаться светским государством, рассказал религиовед Елнар Берикбаев.
Что такое светскость
По словам эксперта, в светском государстве нет официальной религии. Каждый гражданин вправе выбирать самостоятельно ту или иную религию, он может быть как верующим человеком, так и атеистом.
«В светском государстве созданы равные права и возможности, как для верующих, так и для неверующих, а жизнь общества регулируется законами, а не религиозными догмами», - пояснил Елнар Берикбаев.
Существует три формы государственного устройства: светская, теократическая и атеистическая. Теократическая и атеистическая формы – это две крайности.
В атеистическом государстве любая религия находится под запретом. В теократическом (религиозном) государстве есть только одна религия, которая является обязательной, а представители других религий ограничены в своих правах и возможностях.
«Ценность же светского государства состоит в том, что ни один человек не может быть ограничен в правах на основе своих вероубеждений. Об этом свидетельствует статья 14 Конституции РК, где говорится о том, что любая дискриминация по национальному или религиозному признаку запрещена и преследуется законом. Также есть статья 22 Конституции РК, которая гласит, что каждый имеет право на свободу совести. Оно подразумевает то, что каждый из нас вправе принимать какие-то вероубеждения, менять их, отказываться. В светском государстве религия – это дело каждого человека», - отметил эксперт.
Светскость и религиозность
Вместе с тем несмотря на то, что Казахстан является светским государством, большинство граждан являются верующими людьми. И власть учитывает этот факт.
«К примеру, религиозные праздники Курбан Айт и православное Рождество у нас объявлены выходными днями. То есть у государства есть понимание того, что в эти дни верующие захотят провести время за исполнением религиозных обрядов в кругу семьи. Вдобавок к этому, у нас в стране свободно функционируют религиозные организации и объекты: мечети, церкви, молитвенные дома. При этом государство не вмешивается во внутренние дела религий, а они в свою очередь, не вмешиваются в политику», - рассказал религиовед.
Однако он отметил, что регулировать деятельность религиозных объединений государство должно, потому как помимо традиционных религий существуют деструктивные течения, которые несут вред физическому, психическому, материальному благополучию людей. Поэтому данную сферу нельзя оставлять без внимания.
«В последнее время нельзя не отметить то, что в интернет-пространстве стало появляться все больше публикаций и видеороликов на религиозные темы. Также стало появляться все больше людей с внешними проявлениями религиозности. То есть те люди, которые носят специальную одежду или атрибутику. Поэтому очень важно повышать уровень религиозной грамотности среди населения. В таком случае деструктивные культы и другие вызовы не будут иметь для нас никакой опасности», - сказал Ернар Берикбаев.
При этом, по его словам, сама по себе религия не несет в себе ничего отрицательного и опасного. В каждой религии смыслы схожи, а главной ценностью является человек и его благополучие.
Место пересечения религий
Отвечая на вопрос, почему Казахстану важно оставаться светским государством, эксперт отметил, что это единственная форма устройства, при которой в многонациональном и поликонфессиональном обществе будет царить согласие и мир.
«Изначально на территории Казахстана жили представители разных религий: тенгрианства, буддизма, зороастризма и других. То есть изначально территория нашей страны была местом пересечения религий и культур. И если сейчас, если мы станем, к примеру, теократическим государством, остальные религии будут ущемлены в своих правах. А при ущемлении какой-либо категории граждан невозможно построить цивилизованное общество. А атеистический строй мы уже проходили – искоренить религию все равно не удастся. Даже во время советского союза наши бабушки-дедушки читали намаз, соблюдали религиозные обряды, прятались, но религиозность все равно присутствовала», - подчеркнул религиовед.
Он считает, что на сегодняшний день в нашей стране религия выступает по большей степени как часть этнической принадлежности. Поэтому религиозность следует воспринимать уже как неотъемлемую часть жизни общества и каким-то образом дискриминировать или запрещать что-либо - это неправильно.