Управление по делам религий города Алматы

Инста-блогерши вводят моду на хиджаб? Что об этом говорят историки

В социальных сетях несколько месяцев не утихают споры о ношении хиджаба в Казахстане. Причиной очередной волны обсуждения стали посты отечественных инфлюенсеров, блогеров, звезд шоу-бизнеса, которые друг за другом объявили о своем покрытии. Интернет-сообщество неоднозначно отреагировало на это: одни хвалят девушек, вторые обвиняют в хайпе и излишнем пиаре, третьи пишут о том, что хиджаб не имеет ничего общего с казахской историей и культурой. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовала со специалистами о значении хиджаба, о том, носили ли его наши предки и его роли в современном Казахстане.


Васильев В.Н. Портрет женщин: в традиционном головном уборе и вышитом платке. Казахстан, Семипалатинская обл. 1913 год

Что такое хиджаб?

 

Теолог столичного Центра изучения религий Марат Смагулов разъяснил, что в изначальном смысле хиджаб обозначает накидку, покрывающую тело или голову. И применялся этот термин как некая мера предосторожности для женщин в целях сохранения их здоровья. 

"В Коране в суре "Нур" аят 31 есть обращение к верующим женщинам, где говорится о том, чтобы они оберегали свои половые органы, не показывали своих прикрас чужому взгляду. То есть в первую очередь речь идет о заботе женского здоровья, о ее безопасности. Но нет упоминания именно о хиджабе или о каком-то определенном виде мусульманской одежды. Поэтому хиджаб - это общий термин, обозначающий покрытие женщины, всего тела или головы в зависимости от климатических и географических особенностей", - рассказал специалист.

Фото Турара Казангапова

По словам ведущего научного сотрудника Института истории имени Шокана Уалиханова Салтанат Асановой, само слово "хиджаб" не является казахским или связанным с казахской традиционной культурой.

"Хиджаб – это арабское слово, связанное с особенностью традиционного костюма арабских народов. Затем оно приобрело религиозную окраску. Это иностранное слово, которое пришло к нам вместе с распространением ислама и к нашей истории не имеет никакого отношения. Но традиция головного покрывания женщин либо в целом покрывания идет испокон веков. Это не изобретение мусульманской культуры. Женщины покрывались традиционно всегда, начиная с того момента, как изобрели ткацкий станок. И если мы посмотрим культуру любого народа, начиная с Древней Греции и Рима, Индии, всегда было обязательное покрывание женщины или специальный головной убор", - отметила историк.

Архивные фото казахов в период XIX- XX веков. Автор: Мелков А. Л. 

Носили ли наши предки хиджаб?

"Если смотреть на нашу культуру, то у нас всегда присутствовало покрытие женщины, но это никогда не называлось хиджабом. У нас носили платки, кимешек и другие головные уборы. У наших женщин был богаче гардероб, чем у женщин из арабских стран, учитывая климатические особенности. Также у наших предков в одежде всегда присутствовали яркие ткани, красный камзол или зеленый шапан, к примеру. Маленькие девочки надевали тақия, молодые девушки носили платки ярких цветов. Когда выходили замуж надевали саукеле, а после - белый платок. Уже в статусе замужней женщины они носили кимешек. И этот головной убор был не только социальным показателем, но и практичным аксессуаром. Кимешек прикрывал шею, грудь, помогал женщине прикрывать части тела при кормлении детей", - заявил теолог. 


Архивные фото казахов период XIX- XX веков. Автор: Дудин С.М.

По словам Марата Смагулова, у арабских народов из-за жаркого климата более упрощен гардероб и поэтому они ограничиваются белым и черным цветами в одежде.

"Я 10 лет учился в Египте, Каире. И благодаря этому опыту понимаю еще одну из причин, почему арабские женщины покрываются во все черное и даже закрывают лица. Каир - очень густонаселенный город, и автобусы всегда битком забиты, негде яблоку упасть. И так как в Египте уровень жизни ниже, соответственно, культура поведения иная. Много неграмотных мужчин, которые могут позволить себе приставать к женщинам, прижиматься к ним в автобусах. То есть, что у нас в Казахстане неприемлемо, в Египте люди могут себе такое позволить. Поэтому местным женщинам приходится носить такие одеяния, чтобы хоть как-то обезопасить себя. Наши казахстанские студентки, к примеру, группировались и ездили на такси, и старались вообще не пользоваться общественным транспортом", - разъяснил специалист.

Историк Салтанат Асанова отмечает, что покрывание головы или тела всегда присутствовало у всех народов, наций вне зависимости от вероисповедания.

"Покрывание головы – это социально-культурный маркер, который показывал, во-первых, социальный статус женщины, во-вторых, нес в себе практические, медицинские, гигиенические показатели. Очень долго ткань была дорогим материалом, который могли себе позволить не все члены общества. Не для всех женщин была доступна покрывающая одежда. Более того, чем больше было на женщине ткани, тем выше был ее социальный статус. Это было ее богатством, показателем благополучия.

И восточные, и славянские народы покрывали голову. В Европе, к примеру, существовали шляпки. Если вы посмотрите на наряды аристократок в Великобритании и простых женщин, которые направляются в храм, то увидите, что разница в их одежде была только в самих фасонах и формах. В остальном же все одинаково: это шляпка, чепец, волосы все собраны и закрыты, перчатки, обязательно длинный рукав. По сути они были так же закрыты, как и одеяния мусульманок", - описала эксперт.


Архивные фото казахов период XIX- XX веков.

По словам специалиста, кочевники никогда не ходили без головных уборов из-за резко континентального климата. В целях защиты от степного ветра, солнца люди были облачены в разные одеяния согласно сезону. Также по головному убору женщины можно было всегда различить ее социальный статус.

"Покрытие головы – это статус замужества. Потому что у казахов есть понятия келиншек, келин, байбише, бала. Пока девушка не вышла замуж, она считалась ребенком и ей нельзя было покрывать голову платком. У казахов всегда очень четко различались головные уборы незамужних и замужних женщин. Замужняя женщина - это уже глава семьи, мать семейства, хозяйка дома, поэтому у нее социальный статус выше. По этой причине она и покрывала голову". 


Архивные фото казахов период XIX- XX веков.

"И покрывание женской головы было вызвано практичностью. Кочевой образ жизни подразумевал жизнь и работу в степи, соответственно, одежда должна была быть максимально удобной. Также женщина занималась домашним хозяйством, готовила, кормила. И чтобы в пищу не попадали волосы, их собирали и завязывали платки. Почему женщины в возрасте носили именно кимешек? В медицине доказано, что самыми уязвимыми частями тела, особенно у женщин, являются лоб и уши. А кимешек как раз таки закрывал их, защищал от ветра и холодов. Ну и потом наши женщины всегда украшали свою одежду, головные уборы. Орнаменты, узоры, камни, ткани разных оттенков согласно возрасту. Если посмотреть на архивные фотографии, то можно увидеть богатство палитры цветов и разный фасон одеяний наших предков", - описала историк.

Архивные фото казахов период XIX- XX веков. Автор: Зейдлиц Н.К.

По какой причине хиджаб вызывает негатив у казахстанского общества?

Теолог Марат Смагулов отмечает, что сначала нужно разобраться с терминологией, в том числе и на арабском языке, которая стала активно вливаться в речь казахстанцев.

"В течение 30 лет к нам в страну пришли разные исламские течения, в том числе и деструктивные, которые стали везде навязывать терминологию. Арабские слова активно стали вливаться в нашу речь. Вместо того, чтобы говорить ақ жаулық, кимешек, орамал, мы начали говорить хиджаб, тем самым вызывать негатив. Cамо слово "хиджаб" пугает людей. Стало модно одеваться во все черное, носить арабскую одежду. Поэтому у людей все это вызывает отторжение, так как исторически это все не наше", - заявил специалист.

Эксперт советует в этом вопросе обратиться к истокам, называть вещи традиционными казахскими словами и избавляться от арабской терминологии. 

"Нам нужно вводить национальный колорит. У нас в гардеробе все цвета радуги. Как красиво выглядит девушка в платье и зеленом камзоле, к примеру. Если убрать этот вид хиджаба, который нам навязали, мы уже сможем избавиться от этого негатива. Ведь к нам в страну действительно стали завозить очень много арабской одежды. Повсюду бутики, и женщины туда идут, возможно, из-за нехватки выбора. Но, если наши дизайнеры, модельеры смогут предложить женщинам другую альтернативу и женщины будут это покупать и носить, ситуация в корне может измениться. Хотя бы вспомните, как наши девушки буквально год назад популяризировали ношение тақия", - ответил теолог.


Фото Турара Казангапова. 

По словам эксперта, именно социальные сети сделали хиджаб неким трендом, так как многие блогеры стали носить такой вид одеяния.

"То, что происходит сейчас, – это мода. И, возможно, есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы казахстанские знаменитости одевались именно так, рекламировали это. Но это не имеет никакого отношения к исламу. Потому что вчерашние певицы, съездив один раз в Умру, начинают учить жизни других, проводить онлайн-курсы и марафоны. Хиджаб – это внутреннее покрытие, завеса, внутренняя скромность в первую очередью. А не то, когда человек постоянно снимает себя, выкладывает видео, где все время говорит о том, что носит хиджаб", - рассказал теолог.

Историк Салтанат Асанова отмечает, что казахстанцы должны понять, кем они являются в первую очередь для себя.

"Самым важным вопросом для современного казаха является то, что для него обозначает самоидентификация. Ощущает он себя в первую очередь казахом или мусульманином? Если сначала казахом, а потом только мусульманином, то здесь нет ничего негативного. Но, если человек идентифицирует себя сначала мусульманином, а потом только казахом, тогда это опасно для нас. Потому что, если религиозное сознание первично, то мы можем потерять себя как нацию, как казахский народ", - резюмировала историк Салтанат Асанова. 

 

https://tengrinews.kz/article/insta-blogershi-vvodyat-modu-hidjab-ob-govoryat-istoriki-1960/

01.03.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры