О том, что из себя представляет традиция исполнения хвалебных песен в Рамазан и каковы исторические корни обряда, рассказывает NUR.KZ со ссылкой на Управление по делам религий города Алматы.
Священный месяц Рамазан продолжается для всех мусульман мира. Это особенное время для последователей ислама, так как священный пост дает возможность духовного и физического очищения. В этом году Рамазан продлится до 20 апреля.
Со священным месяцем Рамазан связано множество традиций и обрядов, которые формировались в разных уголках мусульманского мира на протяжении столетий. Одни обычаи ушли в прошлое, другие – существуют по сей день.
К числу последних относится обряд жарапазан. Ныне в казахстанских городах не часто можно стать свидетелем проведения данного обряда. Однако в некоторых аулах он по-прежнему является важной составляющей частью священного месяца.
Жарапазан – это обряд песнопения, главными участниками которого являются дети и молодые люди. Во время разговения (ауызашар) они подходят к юртам и исполняют специальную песню, которая сочетала в себе восхваления Всевышнему, святым, хозяевам дома, а также всем, кто держит оразу. Хозяева юрты, в свою очередь, вознаграждают юных певцов сладостями, баурсаками, шелпеками и другими угощениями. Иногда они могли подарить детям небольшие подарки.
Читатели наверняка догадываются, что и у других народов тоже есть похожие традиции. Можно вспомнить, что славянские народы имеют обычай колядования – исполнения хвалебных песен у домов, и также с целью получить сладости и подарки. Славяне колядуют на Рождество, Пасху, Масленицу и другие праздники.
Жарапазан может быть заранее подготовленным или представлять из себя импровизацию. Особенно ценится умение подметить в песне какую-нибудь характерную черту дома или его хозяев. Персональные обращения – также очень важны. Необходимо отметить достоинства хозяина семейства, его жены и родственников. Кроме этого, исполнители песни, как правило, желают слушателям благополучия, достатка, здоровья, пополнения в семье и много других хороших вещей.
Важной частью жарапазана является религиозная составляющая. Помимо восхвалений, направленных к Всевышнему, исполнители могли цитировать Коран. Таким образом, жарапазан в числе прочего становится своеобразной молитвой, обращенной к богу.
Нужно понимать, что в ходе проведения обряда оценивается искусство исполнителя. Чем оригинальнее и поэтичнее будет жарапазан, тем больший эффект это произведет на слушателей. Естественно, и угощений за такую песню можно получить больше. В том же время нельзя забывать, что главная цель жарапазана – не награда, а желание подарить слушателю хорошие эмоций. Несмотря на то что обрядовая песня во многом имеет религиозную основу, допускаются шутки в адрес хозяев дома. Конечно, они не должны быть обидными, их цель – немного повеселить публику.
Традиция исполнять жарапазан в свое время распространилась среди тюркских народов, особенно в странах Центральной Азии. Помимо Казахстана жарапазан исполняют в Узбекистане, Кыргызстане и Туркменистане. Есть похожая традиция в ряде персидских и арабских стран.
Историки расходятся во мнении, когда именно появилась традиция обрядового песнопения во время Оразы. Согласно одной из версий, нечто подобное существовало еще в доисламские времена и было связано с народными обрядами, то есть религиозный подтекст проявлялся в меньшей степени или не проявлялся вовсе. Уже с укреплением ислама традиция петь хвалебные песни обрела знакомые для нас очертания.
Казахский ученый, педагог и общественный деятель Халел Досмухамедулы придерживался мнения, что обряд жарапазан имеет доисламские корни. Он также писал: «Эти песни носят полурелигиозный характер: певцы в своих песнях ссылаются на шариат и просят милостыню и подарки. Этот вид творчества напоминает русское колядование».
Сегодня обряд жарапазан несколько утратил былую популярность. Однако в казахских глубинках традиция жива, а это дает надежду на то, что сочинители и исполнители жарапазана не исчезнут навсегда.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить, что в основном традиции казахского народа перекликались с шариатом и имеет свою религиозную основу.
Автор: Диляра Наримбетова
Источник: nur.kz