К проведению свадебных обрядов казахи обычно подходят с огромным вниманием. О том, какие этапы выделяются в рамках традиционной казахской свадьбы и каково влияние религии на церемонии, рассказывает NUR.KZ.
Обряды бракосочетания относятся к числу наиболее ярких и самобытных обычаев любого народа. Мероприятия и церемонии, предваряющие и сопровождающие вступление молодоженов в брак, прекрасно характеризуют национальные особенности, культуру, систему родовых взаимоотношений и бытовой уклад народа.
Казахские свадебные традиции, безусловно, выделяются своим разнообразием, аутентичностью и национальным колоритом. По сей день представители казахского народа следуют многим традициям, которые были заложены много веков назад. Тем самым, уже в наши дни закладывается основа того, что эти обычаи не будут забыты последующими поколениями.
Как правило, традиционная казахская свадьба проходит в несколько этапов: «қыз айттыру» (сговор), «құда түсу» (сватовство), «ұрын келу» и «қыз қашар» (свидание будущих молодоженов), «ұзату той» (свадьба в ауле невесты), «келін тусіру» (приезд невесты в аул жениха и последующий праздник). В наши дни некоторые этапы свадьбы могут не проводиться, но организация двух праздников (стороной невесты и стороной жениха) – практически повсеместное явление.
Одна из традиций, частично дошедших до нашего времени, называется «қалын мал». Она заключалась в том, что семья жениха после сватовства должна была выплатить выкуп. Чаще всего в качестве выкупа выступал скот. Конечно, возможности у семей не были одинаковыми, поэтому количество голов бывало разным. Богатые казахи могли отдать за невесту несколько сотен лошадей.
Первая встреча жениха с невестой становилась большим поводом для праздника. По традиции жених со своими ближайшими родственниками и друзьями приезжал в аул будущей жены вечером. Это первое посещение невесты имеет название «ұрын келу». На следующий день организовывался «ұрын той» – праздник, в котором принимали участие обе стороны. В ходе этого мероприятия жених дарил подарки родственникам невесты, а она, в свою очередь, родственникам будущего супруга.
Через оговоренное время жених приезжал забрать невесту, что также сопровождалось гулянием и проведением различных церемоний. Жених обычно выделялся богатым нарядом. Ему необходимо было пройти несколько испытаний, придуманных родственниками невесты, чтобы в итоге забрать девушку с собой. Невеста же в этот день представала в саукеле – свадебном головном уборе, который ей надевала наиболее уважаемая женщина. Саукеле являлся символом начала новой жизни девушки.
Стоит отметить, что в проведении свадебных церемоний существенную роль играла религиозная составляющая. Ислам начал распространяться на территории современного Казахстана около 11 веков назад. Согласно историческим сведениям, к концу X века мусульманство уже укоренилось среди населения Семиречья и в районе реки Сырдарья. Власти Государства караханидов, появившегося на карте примерно в то время, избрало ислам в качестве главной религии.
Нет ничего удивительного в том, что постепенно исламские традиции проникли в быт тюркских народов – предшественников казахов. Традиционные церемонии, в том числе свадебные, стали проходить по мусульманским обычаям. Нужно отметить, что процесс исламизации казахских обрядов и обычаев был постепенным. Даже сейчас проведение многих казахских семейных мероприятий включает в себя как традиционные, так и исламские обряды.
Присутствие духовного лица на церемонии бракосочетания и чтение молитв можно назвать еще одним очевидным следствием распространения ислама. Приглашение муллы на обряд заключения брака (равно как и посещение мечети в день свадьбы) символизировало чистоту помыслов молодоженов перед Всевышним. Вступая в брак по законам ислама, молодожены демонстрировали готовность следовать всем установленным религиозным канонам.
Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Источник: nur.kz