Управление по делам религий города Алматы

Просвещение и религия: как проявлялась многогранность Ыбрая Алтынсарина

Ыбрай Алтынсарин известен, в первую очередь, как педагог и просветитель. Вместе с тем, в своей деятельности он уделял большое внимание вопросам религиозного воспитания и просвещения. О его вкладе в это сферу рассказывает NUR.KZ.

Ыбрай Алтынсарин относится к числу наиболее значимых казахских писателей, поэтов, просветителей и общественных деятелей. Он родился в 1841 году на территории нынешней Костанайской области. Согласно национальной энциклопедии «Казахстан», Ыбрай Алтынсарин проходил обучение в оренбургской школе для казахских детей.

В юности Алтынсарину удалось самостоятельно изучить труды классиков мировой и русской литературы, таких как Байрон, Шекспир, Гете, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и других. Будучи совсем молодым человеком, Ыбрай работал письмоводителем своего деда – бия Балгожи Жанбуршина. В раннем возрасте Ыбрай лишился отца и воспитывался в семье деда.

Алтынсарин особенно известен своей педагогической и просветительской деятельностью. В 19 лет он уже стоял у истоков открытия школы в укреплении Торгай: ее создание было поручено ему областным правлением. Вскоре он стал учителем. В последующие годы он был активно вовлечен в педагогическую деятельность, обучая казахских детей грамоте, русскому языку и другим дисциплинам.

Ыбрай Алтынсарин немало поработал и на общественном поприще. Он трудился старшим помощником уездного начальника, судьей и школьным инспектором. В результате он посетил множество казахских укреплений и аулов. В ходе своей работы он старался придерживаться принципов справедливости и делал все возможное, чтобы не допустить подкупов и злоупотреблений. В итоге некоторые баи, недовольные деятельностью Алтынсарина, жаловались на него в областное правление.

Духовное воспитание – это то, чему Ыбрай Алтынсарин уделял большое внимание в своей работе. Для него было важным не только дать детям образование, которое поможет им в жизни, но и сделать так, чтобы они выросли хорошими людьми.

В 1864 году Ыбрай Алтынсарин, решительно встав на путь педагогики, делал записи:

«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей, и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками», – писал Алтынсарин.

Одним из источников духовного развития подрастающего поколения, безусловно, была религия. В XIX веке популярность ислама среди казахов росла. Ыбрай Алтынсарин, наблюдая за этими процессами, отмечал:

«В нашей стране муллинская порода распространяется в больших размерах, и их выживать из орды нет никакой возможности, потому что всякое прикосновение к муллинской чести тотчас же сделает кафиром ординского начальства», – писал казахский просветитель.

Будучи человеком науки, Алтынсарин придавал серьезное значение роли религии. Свои знания и убеждения он стремился передать ученикам:

« … иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы…», – отмечал он.

Также стоит добавить, что Ыбрай Алтынсарин в 1884 году написал книгу на казахском языке «Основы ислама». В те времена большая часть религиозной литературы, которая имела хождение среди казахов, была написана на арабском языке. С помощью своей книги просветитель пытался донести до представителей своего народа суть религии, ее каноны и другие важные особенности. При этом он написал «Основы ислама» доступным языком, чтобы как можно больше людей могли понять истинный смысл религии.

Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.

Автор: Ермакова Ярослава 

30.05.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры