Управление по делам религий города Алматы

Культ коня: почему именно это животное считается главным у казахов

Если проанализировать исторические факты, то очень непросто будет найти ту сферу жизни казаха, в которой лошадь не играла бы, по крайней мере, небольшую роль. О коне и его значимом месте в культуре народа, читайте в материале NUR.KZ.

Коня можно смело назвать самым важным животным в культурно-бытовой среде казахского народа. Трудно будет отыскать другое животное, которое бы играло настолько значимую роль и исполняло такое же огромное количество различных функций, как лошадь.

На протяжении многих веков конь являлся неотъемлемой частью кочевой жизни казахов. Не будет преувеличением сказать, что от наличия и количества лошадей буквально зависело существование семьи. Из-за особенностей образа жизни казахам регулярно приходилось переезжать с места на место и гнать мелкий скот на другие пастбища. Без лошади справиться с такой тяжелой работой было весьма затруднительно.

Кроме того, конь всегда являлся главным и едва ли не единственным средством передвижения в степи. Как известно, расстояния в наших родных краях огромны: преодолеть их пешему человеку порой невозможно. Также вспомним, что степь – это нестерпимая жара летом и страшные морозы зимой. Не будем забывать об особенно засушливых местах, вроде пустынь, и сложно проходимых горных маршрутах. Без лошади путник рисковал попросту не добраться до места назначения.

Образ коня занимает настолько важное место в культурно-бытовой среде казахов, что, конечно, не мог не стать частью народного фольклора. Согласно информации образовательного портала «История Казахстана», казахи Старшего жуза, желая узнать у знакомых пол новорожденного, задавали вопрос: «Қойшы ма, жылқышы ма?» («Пастух или табунщик?»). Пастух – значит сын, а если табунщик – дочь: имелось в виду то, что дочь подрастет и жених в будущем заплатит за нее выкуп лошадьми. То есть девочка называлась табунщиком, потому что рано или поздно приведет в свою семью лошадей.

Еще существует один народный обычай, связанный с появлением ребенка на свет. Если родился мальчик, то перерезанную пуповину могли заворачивать в тряпочку и привязывать к гриве коня. Некоторые верили, что тогда ребенок вырастет хорошим наездником, а также умелым разводчиком домашнего скота.

Конечно, есть у казахов и любопытный обряд, который принято совершать после празднования «қырқынан шығару» (достижение ребенком 40-дневного возраста). Этот обряд имеет название «үзеңгіден өткізу» (то есть проведение под стременем). В ходе этой церемонии грудного младенца символически проводят через петлицу стремени.

Лошадь при этом должна принадлежать уважаемому человеку: в старые времена это мог быть батыр, акын или оратор. При этом самому ему во время обряда следует находиться в седле. Многие казахи раньше верили, что ребенок, перенесенный под стременем, обязательно вырастет счастливым человеком. Лошади также являются теми животными, без которых еще 100-150 лет назад не обходилось ни одно военное противостояние. Разумеется, и у казахов конь был надежным спутником воина. Джигиту требовалось немало усилий, чтобы воспитать в своем скакуне храбрость, силу, выносливость, преданность. Конечно, многое зависело от конкретной породы лошади, однако без постоянных тренировок лошадь могла стать слабой и ленивой. Еще огромную роль играл уровень взаимопонимания между хозяином и скакуном: уже давно известно, что лошади – на редкость умные и сообразительные существа.

Есть также интересный обычай, к которому две противоборствовавшие стороны прибегали при заключении перемирия. Бывшие враги закалывали белого коня, а затем два гонца обмакивали указательные пальцы в крови и клялись, что их народы не будут нападать друг на друга. На портале «Тарих» приводится подобный исторический эпизод. В 1740 году казахский хан Абылай и джунгарский хунтайджи заключили перемирие путем совершения этого необычного обряда.

Именно с белой лошадью у казахов связаны сразу несколько известных поверий. Так, кое-кто верил, что если искупаться в молоке белой кобылы, то человек избавится от всех болезней и не будет знать горя. Согласно одной из легенд, знаменитый батыр Алпамыс купал своих старых и измученных родителей в молоке белой кобылы. Еще белый конь считался символом победы. Для того, чтобы сообщить о победе в войне, отправляли гонца непременно на белой лошади.

Нельзя не сказать несколько слов и о мифическом создании – тулпаре. Согласно легендам и сказаниям, это конь с крыльями (похожее животное – пегас – есть в древнегреческой мифологии). В народном творчестве многих тюркских народов присутствует образ тулпара – волшебного коня, который наделен человеческими качествами. В заключение можно вспомнить некоторые образцы малого фольклорного жанра, имеющиеся в казахском языке и посвященные коню.

Известны следующие пословицы и поговорки:

  • Ер қанаты – ат (Крылья батыра – конь)
  • Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді (Неудачливого джигита выручит удачливый конь)
  • Арыстан аң патшасы, жылкы мал патшасы (Лев – царь зверей, конь – царь домашних животных)
  • Жақсы ат жанға серік (Хороший конь – душевный друг)
  • Жақсы тұлпар шапсаң – ат, ұшсаң – қанат (Быстроногий конь подобен птице)
  • Жүйрік атқа жел қамшы (Быстрому коню и ветер – плетка).

 

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

 

 

26.07.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры