Какую роль в выплате калыма играл домашний скот, чем руководствовался отец невесты при назначении суммы и почему советская власть запрещала казахам выплачивать калым, читайте в материале NUR.KZ.
Процедура выкупа семьей жениха девушки практиковалась и по-прежнему практикуется у многих народов Центральной и Средней Азии, Кавказа, Ближнего Востока и других регионов. Причем нельзя говорить о том, что этот обычай присущ исключительно мусульманским народам.
Конечно, у каждого народа есть свои особенности, касающиеся того, как выполняется и из чего состоит процедура выкупа. Казахи в период до прихода советской власти относились к выплате калыма очень серьезно. Выкуп невесты можно назвать важнейшим обычаем, являющимся частью социально-бытовых отношений в казахском обществе.
Уплата калыма, а точнее его размер, был показателем материального положения жениха и его семьи. Мало какие родители хотели, чтобы их дочь выходила замуж за несостоятельного мужчину и уж тем более за того, чье социальное положение было ниже, чем у них.
Не секрет, что в старые времена в большинстве случаев родители сами подбирали пару для своего ребенка. Соответственно, руководствовались они при этом самыми разными соображениями. Разумеется, большинство стремилось подобрать партию своему чаду из уважаемой семьи, материальное и социальное положение которой было высоким.
Согласно информации портала "История Казахстана", отец невесты был вправе самостоятельно назначать размер калыма, исходя из различных факторов. Прежде всего, учитывалось благосостояние семьи жениха и семьи невесты, а также то, насколько уважаемыми были их роды. Кроме того, оценивались внешние данные девушки и умение вести хозяйство. За дочь-красавицу, которая к тому же обладала качествами хорошей хозяйки, отец вполне мог потребовать соответствующий размер калыма. Не стоит забывать и о том, что семья невесты лишалась помощницы: это требовало хотя бы частичной компенсации.
Главным средством выкупа невесты у казахов служил скот. Вообще, лошади, верблюды, бараны и другие домашние животные в степи зачастую являлись эквивалентом денег. Размер калыма мог серьезно варьироваться: от пары голов для самых бедных людей до нескольких сотен для состоятельных казахов. Следует отметить, что существовали определенные части, которые составляли калым. Здесь выделяется бас жақсы – особые ценности, преподносимые семейству невесты. Сюда входило четыре элемента – ружье, кольчуга, скакун и верблюд. Один бас жақсы приравнивался к пяти головам крупного скота. Таким образом, жених мог, например, отдать 20 лошадей вместо этих четырех даров.
В калым также входил скот, который впоследствии зарежут для свадебного дастархана. При выкупе невесты жених должен бы отдать отцу и определенное количество голов мелкого скота. Мать невесты получала от сватов сүт ақы (плата за молоко) – своеобразное подношение женщине за то, что она выкормила и воспитала дочь. Сүт ақы зачастую выплачивался верблюдами.
Как уже было сказано выше, количество преподносимых голов скота могло разниться. Так, очень состоятельные люди выплачивали в качестве калыма лишь крупного скота – до 150 голов. Не стоит забывать и о подарках, которые было принято преподносить всем близким родственникам невесты.
Особый символизм для многих казахов при выплате калыма играло число 47. Именно такое количество голов скота считалось своего рода стандартом, "золотой серединой". Уже исходя из этого количества, размер калыма мог увеличиваться – 57, 67 голов и т.д., или уменьшаться. Непросто приходилось мужчине, который к возрасту вступления в брак подходил без достаточного количества скота. Это означало, что он не сможет посвататься и обзавестись семьей. В лучшем случае он мог рассчитывать на то, чтобы жениться на девушке из очень бедной семьи. Бывало, что казах вовсе оставался без жены до конца жизни. В этом отношении также тяжело приходилось сиротам.
Современному человеку может показаться, что семья жениха шла на огромные расходы, чтобы женить сына. Однако не стоит забывать о том, что семья невесты была обязана отдать вместе с дочерью приданое, которое в некоторых случаях превосходило по материальной стоимости сумму калыма. Поэтому калым можно воспринимать не только как плату за девушку, но и за ее приданое.
Серьезное влияние на систему выплаты калыма оказало установление советской власти. Согласно декрету от 28 декабря 1920 года, калым оказался вне закона. По мнению властей, уплата выкупа за невесту считалась "вредным пережитком", а сам ее факт унижал честь и достоинство девушки. Кроме того, новые руководители были серьезно обеспокоены тем обстоятельством, что самые бедные люди из казахской степи не могут вступить в брак. Калымный скот с этого дня конфисковался, причем в двойном размере, а участники сватовства рисковали получить до одного года лишения свободы.
С установлением независимости люди в Казахстане вновь могут выплачивать калым семье невесты, не опасаясь последствий. Главное, чтобы соблюдались все действующие законы республики. Сам обычай пережил определенную трансформацию – с учетом сегодняшних реалий. Конечно, традиция выплаты калыма не повсеместна, да и скотом родители жениха расплачиваются крайне редко. Однако некоторые люди в современном Казахстане все еще совершают этот древний обычай, считая его важным событием в контексте создания новой семьи.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы