Управление по делам религий города Алматы

Какие преимущества имел ныне несуществующий институт суда биев

Суд биев с течением времени утрачивал свою популярность среди казахского народа, и сегодня о нем можно судить лишь по историческим сведениям. NUR.KZ рассказывает об особенностях этого архаичного судебного института.

Формирование судебной и правовой систем – процесс, который может продолжаться очень длительное время. Даже в наши дни на постоянной основе вносятся изменения в действующее законодательство, появляются новые законы и упраздняются ранее принятые акты. Правовая система во многом зависит от веяний эпохи: можно сказать, что наша действительность и создает законы, при которых мы живем.

Институт суда биев канул в прошлое, но еще два-три столетия назад для казахов он был единственной инстанцией для разрешения назревших споров, конфликтов и тяжб. Бием мог стать только очень авторитетный человек, имеющий большой жизненный опыт и обладающий такими качествами, как честность, справедливость и непредвзятость. Разумеется, бий должен был в совершенстве знать и уметь верно интерпретировать Жеті жарғы – свод законов обычного казахского права, принятый при хане Тауке в конце XVII века.

Стоит отметить, что работа над сводом законов велась практически все столетие и лишь к его завершению Жеті жарғы был принят как главный документ, регулирующий правовые взаимоотношения казахов. Еще бии славились своим умением красиво говорить, то есть практически каждый из них был шешен (оратором).

Говоря об институте суда биев, конечно, нельзя не упомянуть о самых известных из них – Айтеке би, Толе би и Казыбеке би. Все они вместе с ханом Тауке работали над содержанием Жеті жарғы. Чтобы осознать вклад этих трех биев в историю казахского народа достаточно привести цитату писателя Абдижамила Нурпеисова: «Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков Толе би, Казыбек би, Айтеке би, – не только были наделены Богом великим ораторским искусством. Они точно так же, как Цицерон в Древнем Риме, использовали широкий круг государственных обязанностей, в том числе суда биев, утверждая тем самым своими деяниями принципы демократии Великой степи».

Стоит немного рассказать непосредственно о том, как осуществлялся судебный процесс. Согласно данным национальной энциклопедии «Казахстан», дело не могло быть начато лишь по факту преступления, – необходимо было, чтобы о нем заявил потерпевший. Истца называли даулаушы либо талапкер, а ответчика – жауапкер или жауап берушi. В процессе, который проходил открыто, принимали участие свидетели, а также представители сторон. Обычно само судебное зрелище вызывало большой интерес со стороны народа, поэтому в качестве зрителя в нем мог принять участие любой желающий. Судью (или несколько судей) выбирали коллегиально обе стороны, и после начала процесса нельзя было дать отвод бию. Непосредственно перед началом суда истец и ответчик демонстративно бросали свои плети: это означало, что они готовы начать процесс и обязуются принять итоговое решение. Как правило, в начале бий предлагал сторонам закончить тяжбу примирением. Если те отказывались, начиналось то, что сейчас называют слушанием дела.

 Ее должны были давать все свидетели, выступавшие по делу. Правда, были и исключения. К примеру, влиятельные особы, султаны и бии могли выступать на суде с показаниями без дачи присяги. Интересно, что истец и ответчик присягу не давали: за них это делали родственники. Причем выбирала человека, который присягнет на суде, противоположная сторона. Чаще всего выбор падал на уважаемых, авторитетных людей, которые к тому же не были хорошо знакомы с обстоятельствами рассматриваемого дела. По окончании процесса бий объявлял приговор и совершал символическое действо: он разрезал пеструю веревку, этот обряд имел название ала жіп кесу, отмечается в статье национальной энциклопедии «Казахстан». Неисполнение приговора суда биев каралось в степи очень строго. Нарушитель мог быть подвергнут барымте, то есть насильственному угону его скота.

Так как скот, по сути, был главным богатством любого казаха, то наказание это считалось крайне суровым. Институт суда биев начал утрачивать свою популярность в XIX веке. Главной причиной этого можно назвать постепенное введение новых законодательных и правовых актов, осуществляемое правительством царской России. После судебной реформы 1864 года суд биев все больше стал превращаться в административный институт господствующей власти.

В заключение приведем мнение исследователя казахской культуры Александра Алекторова. В статье «Киргизской степной газеты» от 1890 года он пишет о преимуществах института суда биев. «Ордынец привык у себя, дома, разбираться по всем ссорам, обидам, дракам и другим дрязгам, неизбежным в домашнем его быту, судом биев и стариков. Каждый бий и старик при разбирательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость, он терпеливо выслушивает все малейшие подробности – как приносимой жалобы, так и оправдания и потом уже объявляет свое решение, принимаемое всегда беспрекословно и свято выполняемое. На суде биев всякое дело разбирается тихо, чинно, без всякой экзальтации – возвысить голос считается здесь верхом неприличия. Вот почему киргизу кажется диким порядок судопроизводства и следствий наших низших полицейских инстанций, и он его боится как огня», – писал Александр Алекторов.

Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

 

16.08.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры