Управление по делам религий города Алматы

Батыры: профессиональные воины, которые оберегали казахскую землю от врагов

Образ батыра – один из самых ярких в казахских эпосах. Многие в наши дни воспринимают их как полулегендарных персонажей. NUR.KZ рассказывает об институте батыров – славных воинов, защищавших родную землю.

Батыры составляли особый институт, который существовал в казахском обществе на протяжении длительного периода времени и достиг своего расцвета к XVII-XVIII веку. Из многочисленных легенд и сказаний нам известно, что батыры отличались храбростью, мужеством, стойкостью, физической силой и любовью к родине. Чаще всего они изображаются в качестве героев, совершающих какой-либо подвиг во благо своего народа.

Начать следует с того, что эпоха средневековья была наполнена противостояниями между различными народами и племенами. Кровопролитные войны, междоусобные схватки, захват чужих территорий, убийства ни в чем не повинных людей были, в некоторой степени, нормой того времени. Разумеется, любой народ стремился, в первую очередь, обезопасить себя от набегов врагов, которые в большинстве случаев оставались безжалостными к побежденным.

По мнению Льва Гумилева, слово «багадур» попало в тюркские языки из монгольского еще в VI веке. Позже оно трансформировалось в слово «батыр», которое закрепилось у казахских племен. Заимствования из монгольской культуры и языка стали особенно популярны во время расцвета империи Чингисхана и его потомков. Между прочим, русское «богатырь» также имеет монгольское происхождение. 

Ошибочным будет полагать, что в войнах с казахской стороны принимали участие одни лишь батыры. Но именно они зачастую становились главными действующими лицами на поле боя. Кандидат исторических наук К.С.Ахметжан отмечает, что представление о батыре лишь как о герое, который совершил какой-либо подвиг в ходе войны, будет довольно поверхностным. Батыр – это профессиональный воин, который на регулярной основе должен совершенствовать свое мастерство. А это требует ежедневных тренировок.

Во время военных противостояний фигуры батыров выходили в казахском войске на передний план. Недаром эти храбрецы годами оттачивали свои навыки. Нередко именно батыры становились во главе отрядов и полков во время баталий. Своим примером батыр являл образец мужества, стойкости и самопожертвования.

Институт батыров можно сравнить с рыцарством, широко распространенным на европейских землях в средневековье. Рыцарем становились однажды и оставались им до конца дней. Ситуация, когда рыцарь мог совмещать свое основное дело с еще каким-нибудь, считалось большой редкостью. То же самое можно сказать и о батырах: их жизнь была посвящена участию в войнах. Если войны не было, то они готовились к ней. Данное обстоятельство роднит современных батыров с современными военнослужащими.

Очень хорошо отношение батыров к своему ремеслу иллюстрируют слова, сказанные Кенесары ханом, который славился знанием военного дела и смелостью: «Я никогда не оставлю своего батырства и умру, совершив чудеса храбрости». Стремление прославиться в бою, совершить подвиг, который будут помнить потомки, объединяет батыров с героями других народов.

Преемственность – одна из характерных черт института батыров. У казахов даже существовало наименование для обозначения династии потомственных воинов – шынжырлы тұқым. Приблизительно это можно перевести как «род с непрерывающейся цепью». То есть если предки казаха были батырами, то его судьба уже предопределена. К слову, известные казахские герои – Райымбек батыр, Богенбай батыр, Жанкожа батыр, Кабанбай батыр – являются потомственными воинами.

Причем важно отметить, что нежелание молодого парня, имеющего в предках батыров, идти по этому пути порицалось в народе. В качестве примера можно привести отрывок из эпической поэмы «Ер Бегic». В нем молодой человек Бегiс, потомок Карадон батыра, достиг 20-летнего возраста и при этом ни разу не участвовал в военном противостоянии. Представители народа упрекают его за это:

«Предки его были батырами в непрерывной цепи (шынжыры үзілмеген) воинов. Отец его Суюниш, защищая честь своего народа, мстил врагам за его обиду, кормил и заботился о бедных. А он оказался не таким, видно, разорвется у него эта цепь (шынжыры үзілед)», – гласит отрывок поэмы.

После этого Бегic идет к своему отцу и просит у него оружие и доспехи: слова о разрыве непрерывной цепи глубоко задели парня.

Конечно, образ батыра зафиксирован не только в эпосах, сказаниях, легендах, но и в малом фольклорном творчестве – пословицах и поговорках.

  • Батыр туса – ел ырысы, жаңбыр жауса – жер ырысы (Дождь пойдет – счастье земле, батыр родится – счастье народу);
  • Қылышты қорқақты сойылды батыр соғып алады (Труса с саблей одолеет батыр с дубиной);
  • Болат қайнауда шынығады, батыр майданда шынығады (Сталь закаляется в огне, батыр – на войне);
  • Қорқақтың қатыны болғанша, батырдың жесірі бол (Чем быть женой труса, лучше быть вдовой батыра);
  • Айлалы батыр алдырмас (Ловкого батыра силой не возьмешь).

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы. 

25.08.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры