Управление по делам религий города Алматы

Национальные скачки с богатой историей: что нужно знать о казахской байге

Как известно, лошади для казахов всегда были главными животными, в том числе и потому, что они участвовали в традиционных скачках. NUR.KZ рассказывает о байге, ее правилах и особенностях. 

Байга – традиционные скачки, популярные у многих тюркских народов. Помимо казахов, байгу на протяжении длительного периода времени культивировали киргизский, узбекский, башкирский, татарский и другие народы.

Особенность байги заключается в том, что она объединяет в себе спортивное состязание и культурно-массовое зрелище. В прежние времена казахи зачастую организовали скачки, приурочивая их к значимым праздникам – свадьбам, рождению ребенка, тоям и другим событиям.

Традиционно байга – это скачки по пересеченной местности. Уже позже, в наши времена, байгу начали проводить на специально отведенных для этого аренах – ипподромах. Дистанции для проведения конных соревнований выбирались разные – от коротких в 5 км до сверхдлинных в 50 км и более.

Естественно, на первый план в ходе конного соревнования выходила выносливость и сила лошади. Далеко не каждая порода способна выдержать скачку галопом на длинные расстояния. Казахи и другие тюркские народы на протяжении веков занимались селекцией животных, при этом не применяя каких-либо научных подходов, а опираясь исключительно на практический опыт. В результате им удалось вывести очень выносливые породы лошадей, которые по сей день принимают участие в традиционных скачках.

Согласно данным портала "История Казахстана", в старые времена существовали определенные традиции, сопровождавшие проведение скачек. Так, к стартовой позиции скаковых лошадей вели не сами наездники, а благонадежные люди, которых называли ат айдаушы (можно перевести как "погонщик лошадей"). По другим данным, ат айдаушы также следил за соблюдением всех правил байги, разрешая споры и конфликты между наездниками.

Как правило, за победу в байге полагалась награда, заранее назначаемая организатором скачек. Победителем считалась лошадь, выигравшее соревнование, и ее владелец. Наездник обычно также удостаивался поощрения. Нужно отметить, что практика вручения материальных призов за победу в байге существует и сегодня. В современном Казахстане проводятся многочисленные состязания по байге с солидным призовым фондом.

Если сегодня скачки все чаще проводятся на ипподромах и зрители, комфортно расположившись, могут наблюдать за ними со своих мест, то раньше все было по-другому. Ведь следует учитывать, что байга проводилась исключительно на пересеченной местности. Поэтому зрителями заблаговременно выбирались холмистые места, чтобы можно было следить за ходом гонки.

Что касается эмоций зрителей, то их вполне можно сравнить с теми, что сегодня испытывают современные фанаты, пришедшие поболеть за свою любимую команду на стадион. Большое значение для зрителей имело то, из какого аула была лошадь и кому она принадлежала. Родственники наездников, конечно, всегда находились в числе наиболее активных болельщиков.

Фактически существует множество разновидностей байги, которые имеют некоторые различия в правилах. К примеру, при проведении аламан байги к соревнованиям допускаются взрослые лошади – от трех лет и старше. Дистанции в данном случае обычно подбираются затяжные (свыше 20 км). Чистокровные скакуны ценных пород не участвуют в аламан байге, так как они не подходят для этого с точки зрения выносливости.

Совсем другое можно сказать о виде байги, называемом тай жарыс. Здесь соревнуются двухгодовалые лошади, причем в роли наездников выступают дети семи-восьми лет. Дистанция при проведении тай жарыс не превышает семи километров. Данный вид конных гонок служит хорошей тренировкой, как для молодой лошади, так и для будущего джигита. Для победы в байге требовалось не только мастерство и ловкость наездника, но и качественный уход за гончей лошадью. Состоятельные казахи могли позволить себе содержание конюшни, где готовились лошади для участия в соревнованиях. За таким скакуном ежедневно следил коневод, а кроме того, мог назначаться человек, отвечающий за тренировки лошади.

Байга и образ лошади, конечно же, нашли свое отражение в устном народном творчестве казахов. К примеру, известны такие пословицы:

"Байгу выигрывает не конь, а хороший уход за конем";

"Конь от скачки к скачке прибавляет резвости, сокол от полета к полету – скорости";

"Джигит познается в беде, добрый конь – на скачках";

"Резвость коня скачки покажут, силу джигита борьба докажет";

"Если ребенок избалован, пусть пасет овец, а если робок – лошадей".

Безусловно, байгу можно назвать одним из символов казахской культуры с богатейшей историей. Древние национальные скачки в наши дни не только не исчезли как явление, но и процветают. В казахстанских регионах регулярно проводятся турниры, некоторые из которых имеют республиканский масштаб.

Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы 

28.09.2023

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры