Управление по делам религий города Алматы

Ислам ханафитского мазхаба отвечает менталитету казахского народа

Наши предки приняли ислам в конце X века, и в то время ислам был ведущей культурой мира, самой просвещённой конфессией на фоне мракобесия раннего Средневековья в Европе. И с той поры жизнь казахов, быт, традиции и мышление были глубоко пронизаны ценностями ислама ханафитского мазхаба.

Дело в том, что ханафитская школа, отличающаяся гибкостью и толерантностью, идеально соответствовала кочевому образу жизни казахов, их необходимости адаптироваться к сложным природным условиям и взаимодействовать с разными народами. Ислам фундаменталистский свободолюбивые казахи бы точно не приняли, считают эксперты.

Принципы милосердия

Одним из важнейших аспектов влияния ислама на казахское общество стало утверждение в повседневной жизни принципов милосердия, справедливости и уважения. Кочевой образ жизни, который вели казахи, требовал от них сплоченности и взаимопомощи.

Эти качества получили дальнейшее развитие благодаря исламским заповедям о помощи ближнему, уважении к старшим и заботе о слабых. Например, традиция аса, предусматривающая проведение поминальных обедов, глубоко связана с исламским обычаем коллективной молитвы и проявления уважения к памяти усопших.

Ислам также оказал значительное влияние на семейные и общественные ценности казахов. Уважение к старшим, почитание родителей и привязанность к семье – это не только культурные черты, но и элементы исламского учения. Ханафитский мазхаб способствовал сохранению этих традиций, подчеркивая важность семейных уз и ответственности перед родственниками.

К примеру, обычай курултая, собрания родов и семей для обсуждения важных вопросов, включал элементы коллективного принятия решений, что соответствовало исламским принципам шуры – совместного совещания.

Гость – это посланник Всевышнего

 

Особое место в казахской культуре занимает гостеприимство. У казахов существовало поверье, что гость – это посланник Всевышнего, и его необходимо принять с почестями. Это также соответствовало исламскому учению о щедрости и заботе о тех, кто нуждается.

Даже в условиях ограниченных ресурсов казахи всегда стремились делиться тем, что у них есть, считая это не только долгом чести, но и религиозным обязательством.

Особенно ярко это правилась в годы репрессий 30-40-, когда в Казахстан массово стали выселять многие народы СССР, зачастую обрекаю их верную гибель. К примеру, поволжских немцев и вайнахов. До сих пор эти народы хранят благодарную память о тех, кто спас их от геноцида.

Кочевой образ жизни диктовал казахам необходимость создавать законы и традиции, которые могли бы эффективно регулировать их повседневную жизнь. Здесь важным становится адат – свод обычаев и норм, который часто дополнялся принципами шариата. Например, в кочевых сообществах существовали законы, запрещающие кражу и предписывающие возвращение долгов, что прямо соответствовало исламским учениям.

Просвещенный ислам

Еще одной ключевой чертой ханафитского ислама, ставшей основой казахского мировоззрения, было уважительное отношение к знаниям и учености. Несмотря на кочевой образ жизни, казахи высоко ценили просвещение.

Так, бии – народные судьи, поэты и знатоки устного народного творчества – часто становились не только носителями, но и трансляторами исламских ценностей. Они учили народ справедливости, честности, милосердию, что способствовало укреплению основ исламского мировоззрения в обществе. Имена таких биев благодарные потомки хранят в памяти наравне с ханами и султанами. Самыми известными биями были Толе би из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего жуза, Айтеке би - из Младшего жуза, именно они и являются авторами « Жеті Жарғы» - первого кодекса законов Степи.

Великий казахский ученый и богослов аль-Фараби, которого за энциклопедические знания называют «Аристотелем Востока», также исповедовал просвещенный ислам.

Казахская поэзия, эпос и музыка неразрывно связаны с исламской культурой. Многие поэты, такие как великий Абай Кунанбаев, черпали вдохновение из исламской философии, выражая в своих произведениях идеи любви к Творцу, поисков истины и справедливости. Через эти произведения передавались и моральные ценности, которые становились частью культурного кода казахов.

Важным элементом исламского влияния на казахскую культуру стала роль женщин в обществе. Ханафитский мазхаб, отличающийся терпимостью, способствовал сохранению определенной степени равноправия между мужчинами и женщинами. Казахские женщины активно участвовали в общественной жизни, воспитывали детей, были хранительницами очага и поддерживали мужей в трудные времена.

Важно подчеркнуть, что и религиозная терпимость казахов также является отражением принципов ханафитского ислама. Живя в условиях многонациональной и многоконфессиональной среды, казахи умели выстраивать отношения с представителями других религий, проявляя уважение к их верованиям. Это стало залогом мира и согласия в Степи.

Таким образом, ислам ханафитского мазхаба глубоко укоренился в жизни и культуре казахов, оказав значительное влияние на их традиции, мировоззрение и образ жизни. Эта религия не только обогатила казахскую культуру, но и способствовала формированию моральных и духовных основ общества, которые актуальны до сих пор.

Ханафитский ислам стал гармоничным дополнением казахской кочевой культуры, способствуя сохранению традиций и укреплению единства народа.

Источник: https://yvision.kz/post/islam-hanafitskogo-mazhaba-otvechaet-mentalitetu-kazahskogo-naroda-1010200  

27.11.2024

Скачайте удобное мобильное приложение

Быстрый и простой поиск религиозных объекта в городе Алматы.

Партнеры