Алматы по праву считается самым многоконфессиональным городом Казахстана. Здесь официально зарегистрированы 17 религиозных конфессий, функционируют 190 религиозных объединений. В мегаполисе сосуществуют десятки культовых сооружений: 56 мечетей, 20 православных храмов, католические и протестантские церкви, синагога, буддийский центр, а также общины новых религиозных движений. Как Алматы стал центром мира, согласия и баланса, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Алматы стал космополитичным городом благодаря своему положению на Великом шелковом пути. Здесь испокон веков встречались торговые караваны, культуры и религии. Представители различных этносов жили рядом, создавая естественную среду многоязычия и взаимного уважения. Уже тогда в городе существовали мечети, храмы и молитвенные дома, что заложило основу будущего межконфессионального баланса.
Став столицей Казахской АССР город привлек тысячи специалистов и студентов со всего СССР. Они принесли свои традиции, культуру и вероисповедания, усилив многообразие мегаполиса. Даже после переноса столицы Алматы сохранил статус культурного и образовательного центра, где религиозное разнообразие стало частью городской идентичности.
В Алматы выстроили широкую систему взаимодействия между религиозными общинами и государственными структурами. Работу координируют информационно-разъяснительные группы, в состав которых входят 69 религиоведов, теологов, психологов, представителей АНК и правоохранительных органов. Только в 2025 году проведено более 600 лекций и свыше тысячи информационных акций, направленных на повышение религиозной грамотности и профилактику деструктивной идеологии.
Даже вызовы, с которыми сталкивается мегаполис, например, нехватка мест в мечетях в новых районах или рост религиозности молодежи, решаются через сочетание инфраструктурного развития и широкого общественного диалога. На крупных намазах полиция переходит на усиленный режим, а сотрудники управления проводят разъяснительную работу о принципе «не причинять вреда другим».
Алматы показывает, что межконфессиональный мир – это не абстрактное понятие, а результат системной ежедневной работы, уважения и совместных усилий десятков общин, государственных органов, НПО и горожан. Именно поэтому мегаполис остается одним из главных центров религиозной терпимости и спокойствия в стране.
Особое место в системе межконфессионального диалога Алматы занимает Православная церковь, которая на протяжении многих десятилетий остается одной из крупнейших традиционных религиозных общин города. Межрелигиозный диалог в мегаполисе – это не формальность, а реальная практическая работа, считает руководитель отдела по связям с общественностью Православной Церкви Казахстана, протоиерей Александр Суворов.
«Несколько лет назад при участии акимата был создан Клуб лидеров традиционных религий. Площадка, где мы встречаемся, разговариваем, решаем вопросы, иногда острые, но всегда конкретные. Это не дежурные протоколы, а нормальная человеческая работа. А главное живое общение. Поэтому состояние диалога я оцениваю положительно: он действует, и он нужен», - поделился он в беседе с Azattyq Rýhy.
Религиозные общины, по его словам, часто объединяются именно в моменты, когда город особенно нуждается в поддержке.
«Совместные инициативы у религиозных общин Алматы есть, но рождаются они чаще всего в трудные периоды. Во время коронавируса, во время паводков на западе страны мы действовали вместе, собирали помощь, поддерживали людей. Это практическое сотрудничество. Но надо понимать, что у каждой религиозной организации свои процессы, своя ответственность. Мы объединяемся в вопросах милосердия, а хозяйственную часть каждый решает сам», - отметил протоиерей.
По наблюдениям православной общины, многообразие религий давно стало привычной частью городской жизни.
«Православные жители Алматы давно привыкли к религиозному многообразию. Оно не выглядит чем-то необычным, так исторически сложилось. И христиане, и мусульмане жили в одном городе, работали вместе, помогали друг другу. Поэтому сегодняшнее многообразие воспринимается обыденно, как часть дыхания города», - утверждает Суворов.
Говоря о том, что может объединять разные конфессии, он подчеркивает ценности, которые являются общими для большинства религиозных традиций.
«Прежде всего это семья, уважение к старшим, ответственность перед детьми, сохранение традиции. Авраамические религии в этом удивительно схожи. Недаром Алматы всегда был городом, где религии сосуществовали рядом. Достаточно вспомнить, что главный православный собор и центральная мечеть стоят на одной улице, город сам подсказывает ответ», - добавил протоиерей.
Алматы предоставляет все условия для гармоничного сосуществования, считает он.
«Люди спокойно посещают свои храмы, участвуют в жизни общин, не прячут свою веру и при этом уважают веру других. Город умеет сохранять баланс между традицией и открытостью будущему, и это встречается далеко не в каждом мегаполисе», - подчеркнул Суворов.
Отдельно он отмечает интерес молодежи к религии, тенденцию, которая проявляется не только в Алматы, но и во многих странах мира.
«В США растет интерес молодежи к религии, и это закономерно. Когда свободы становится слишком много, она теряет ценность, и человек ищет опору. У нас молодежь тоже приходит в храмы. Не массово, без пафоса, но приходит: интересуется, участвует, крестится не «по традиции», а потому что ищет смысл. Для мегаполиса это важный знак. Религиозные организации могут быть посредниками там, где нужно укрепление доверия и социальной стабильности. Мы умеем говорить с людьми на понятном им языке, объяснять, что рядом не враг, а сосед. У нас есть моральный авторитет, и его ценят», - отметил спикер.
Атмосфера Алматы способствует тому, что представители различных конфессий могут слышать друг друга, а различия становятся не преградой, а источником роста, заявил настоятель католического кафедрального собора отец Збигнев Бигда.
«Атмосфера встреч с представителями других конфессий ясно свидетельствует, что различие вер и традиций не является препятствием, напротив, оно открывает пространство для взаимного обогащения. Там, где другие сеют недоверие, мы выбираем доверие; где другие могут посеять страх, мы стремимся к взаимопониманию», - отметил он.
Католическая община активно участвует в культурных, просветительских и благотворительных инициативах совместно с другими религиозными объединениями. Такой опыт, по словам отца Збигнева, укоренен в католической традиции межрелигиозного диалога, который продолжается десятилетиями: от исторической встречи лидеров мировых религий в Ассизи в 1986 году до подписания в Абу-Даби в 2019 году Документа о человеческом братстве и участия Папы Франциска в VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане в 2022 году.
Религиозное многообразие Алматы воспринимается католиками как естественная часть городской культуры.
«Существование в мегаполисе разных конфессий дает возможность искать пути к миру, диалогу и совместной ответственности. Диалог религий во имя будущего призывает к сотрудничеству, которое укрепляет солидарность», - добавил он.
Особое внимание отец Збигнев уделяет роли религиозных лидеров и важности диалога в условиях современной мировой напряженности.
«Сегодняшняя ситуация в мире характеризуется ростом напряженности и глобальными вызовами. Нам следует извлекать уроки из прошлого, стремиться к открытому диалогу. Роль сотрудничества лидеров религий нашего города можно назвать исключительной. Их можно назвать посланниками мира, действующими под знаменем гуманизма», - подчеркнул он.
Отец Збигнев подчеркивает, что особое внимание требует молодежь, поскольку именно среди молодых людей иногда рождаются идеи радикализма и экстремизма.
«Радикализация часто возникает там, где молодежь сталкивается с пустотой, отсутствием смысла, несправедливостью или изоляцией. Католическая община видит несколько путей противодействия этим рискам. Во-первых, религия должна быть живой и искренней. Если молодые люди встречают в религии только запреты или формализм, они уходят. Но если вера открывается как источник надежды и свободы, она становится привлекательной», - поделился он.
Во-вторых, молодежи важно дать участие, а не только наставления.
«Папы Римские говорят молодым: «Вы – не будущее, а настоящее Церкви». Мы должны не только учить, но и слушать. Молодежь хочет быть участником, а не просто слушателем. В-третьих, религия должна воспитывать критическое мышление, уважение и ответственность. В-четвертых, межрелигиозное сотрудничество само по себе является профилактикой экстремизма. Когда молодежь видит, что лидеры разных конфессий дружат и сотрудничают, это разрушает миф о «чужих», - пояснил он.
Отец Збигнев отмечает, что Алматы может служить моделью межконфессионального согласия для других многонациональных городов.
«Алматы – перекресток культур и религий, где многообразие стало источником богатства, а не конфликта. Здесь сформировалось общество, в котором уважение к традициям сочетается с искренним желанием сотрудничества. Управление по делам религий проводит взвешенную и мудрую политику, поддерживая диалог и свободу вероисповедания. Религиозная свобода – фундаментальное право. Именно ее уважение создает основу доверия», - заключил отец Збигнев.
Алматы – город эклектики, перекресток цивилизаций, место, где культуры не сталкиваются, а встречаются. Разнообразие культур, народностей, этносов и вероисповеданий становится частью общей ткани города. И именно эта традиция, привычность к многообразию, делает Алматы городом, который умеет хранить мир между разными людьми.