Информация о религии
В XVII в. на Руси произошел церковный раскол, который был спровоцирован патриархом Никоном, решившим исправить церковное богослужение в соответствии с византийскими образцами.
Расхождения в богослужебных книгах возникли задолго до XVII в. Никон стремился исправить книги и добиться единообразного, в соответствии с греческими канонами исполнения обряда.
Вместо крещения двумя пальцами (двоеперстие) он ввел крещение тремя пальцами (троеперстие), как это практиковалось в Византии с XII в.
Были исправлены многие молитвы (например, если раньше на Руси слово «Иисус» писалось с одной буквой «и», то теперь – с двумя), введены изменения в организацию богослужения. Если раньше направление движения молящихся во время крестного хода и духовенства во время совершения богослужения было посолонь (т.е. «по солнцу», по часовой стрелке), то теперь Никон ввел движение противосолонь (или противусолонь, т. е. «против солнца», против часовой стрелки).
Верующие, привыкшие к исполнению уже сложившегося на Руси некоего традиционного обряда, в значительной своей части восприняли нововведение как чуждое их духу. В народе стало распространяться мнение о том, что Никон – Антихрист.
Старообрядцы, или староверы, не приняли реформы Никона и сохранили прежний (или старый) обряд в совершении богослужения, разорвав связь с официальной церковью.
Власти жестоко подавляли сопротивление старообрядцев. Восемь лет бунтовали монахи Соловецкого монастыря (1668–1676 гг.), они долгое время выдерживали осаду правительственных войск. Многие сторонники старого обряда, воспринимая реформы Никона как наступление «последних времен» и готовясь ко второму пришествию Христа, уходили в леса и различные труднодоступные регионы, полностью отрекались от мира. По всей России прокатилась волна самосожжений (по некоторым данным, около 9 тыс. человек покончили с собой в XVII в.).
Стоит отметить, что на Западе в процессе Реформации происходили во многом сходные явления. Однако если в Западной и Центральной Европе протестантизм означал фактическое появление и распространение абсолютно нового мировоззрения, то в России речь шла о возврате к старому.
Старообрядцев мало интересовали вопросы, связанные с изменениями догматов церкви, нравственных норм, с отношением человека к Богу, новой общественной ролью церкви и пр.
Их сознание сконцентрировалось на обрядовой стороне вопроса. Старообрядцы стремились сохранить традиционность, они сопротивлялись всему, что эти обычаи нарушает, даже если эти нарушения являлись непринципиальными.
В Алматы, на сегодняшний день, имеются 1 старообрядческая церковь.
Более подробная информация о религиозных объединениях г.Алматы размещена в соответствующих разделах данного сайта и на Интерактивной карте.
Старообрядчество - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу.