Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Хроники салафизма в Казахстане Часть 2-я. Богословский отпор

Хроники салафизма в Казахстане

Часть 2-я. Богословский отпор

 

Долгое время, представители Духовного управления мусульман Казахстана хоть и не соглашались с такой трактовкой Ислама, все же были бессильны в противодействии вирусу салафизма. Ситуация стала меняться только после того, как в страну стали возвращаться те, кто получил богословское образование в исламских странах, уже наученных горьким опытом взаимодействия с этим течением. Происходить это стало уже после 2000-х.

Вступая в ряды ДУМК, они подняли знамя противодействия на новый качественный уровень. Получив классическое исламское образование, они стали аргументированно разбивать все притязания салафитов на истину. Кульминацией этого противостояния, стал диспут одного из ведущих устазов ДУМК – Ерсина Амире, с представителем салафитов – Октамом Заурбековым.

Более 8 часов богословского диспута было опубликовано на сайте Центральной мечети города Алматы – azan.kz Каждый желающий разобраться мог послушать доводы сторон и определиться с тем, какая именно трактовка Ислама является правильной. Благодаря этому диспуту, многие казахстанские салафиты отказались от своих убеждений, а сомневающиеся, сделали выбор не в их пользу. Это привело к тому, что руководители казахстанских салафитов запретили им слушать диспут.

Тем временем, Духовное управление смогло не только защитить матуридитскую акыду и ханафитский мазхаб от нападок, но и утвердило эти школы в качестве основной платформы мусульман Казахстана. Таким образом, поддержка классического традиционного Ислама вышла на государственный уровень. Устазы ДУМК развернули свою просветительскую деятельность не только в мечетях, но и в интернете. Выходить против них на открытый диспут никто уже не хотел.

Однако, не все так радужно. Ситуация усложнилась тем, что сами салафиты разделились на несколько основных групп, от так называемых «умеренных» до откровенно радикальных, пусть и скрытно, но призывающих к вооруженной агрессии. Проблема заключалась в том, что для каждой группы требовался отдельный подход, а для этого, еще предстояло выяснить, к какой именно салафитской группе принадлежит тот или иной адепт.

Кроме этого, любой «умеренный» салафит потенциально мог присоединиться к радикальной группе салафитов, поскольку в основе всех салафитских групп лежат труды Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба (отсюда и название «ваххабиты»), являющегося непререкаемым авторитетом для любого салафита. Именно в его идеологии содержатся те установки, которые обернулись кровавыми распрями на землях Ислама.

К большому сожалению, Казахстан не стал исключением, и в 2016-м году казахстанскими салафитами было осуществлено два теракта: в Актобе и Алматы. На самом деле, терактов за всю историю салафизма в Казахстане было больше, но именно последние стали точкой предела для нашей страны. До этого момента, несмотря на все предупреждения имамов об опасности этого течения, государственные органы и общество все еще не придавали должного значения этой угрозе.

После откровенно дерзких нападений, увлекших за собой жизни казахстанских граждан, стало понятно, что одними только богословскими диспутами и лекциями в мечетях, которые салафиты попросту игнорировали, ситуацию уже не исправить. Необходимость усиления мер стала слишком очевидной.

Ранее, представители ДУМК уже вели профилактические беседы в тюрьмах с теми, кто был осужден за религиозный экстремизм, но после терактов возникла необходимость и в том, чтобы проводить более активную профилактику экстремизма среди тех, кто еще не совершил никаких преступлений, но потенциально мог присоединиться к деструктивным течениям. К сожалению, это коснулось не только самих салафитов, но и всех мусульман, потому что для определения угрозы нужно было еще и выявить, кто есть кто.

 

 

 

 

Руслан Кайыргелды

 Руководитель центра консультации и

реабилитаци при управления

по делам религий г. Алматы

 

 

 

22.10.2018

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер