Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Хроники салафизма в Казахстане Часть 3-я. Последствия и пути решения проблемы

Хроники салафизма в Казахстане

Часть 3-я. Последствия и пути решения проблемы

 

Наряду с неправительственными организациями (НПО), занимающихся уже состоявшимися деструктивными элементами, были созданы и так называемые профилактические центры по выявлению потенциально опасных граждан и лиц, проведению с ними профилактических бесед, а также оказание консультативной, реабилитационной и адаптационной помощи.

Разумеется, выявление таких элементов и оказание им помощи невозможно без должного уровня знаний по Исламу. Идеологию может победить только другая идеология, а стало быть, ситуацию невозможно исправить только силовыми методами. Ожесточить и без того жесткие сердца не представляется эффективным, но и показывать слабость тоже непозволительно.

Поэтому беседы стали проводить в добровольно-принудительном порядке, вкупе с имамами и устазами ДУМК, которые, обладая необходимыми знаниями, стали не просто выявлять потенциально опасные элементы, но и стараться вернуть их в русло классических исламских школ. Происходить это стало не путем угроз и лишения свободы, а посредством хорошего отношения, просвещения и желания помочь выбраться из пут заблуждений, если человек идет хотя бы на какой-то контакт.

Однако, если человек не собирается идти навстречу, и придерживается самых радикальных взглядов, то к нему будут применены вынужденные, но соответствующие меры. И надо сказать, что силовой метод в отношении таких лиц, уже принес свой результат. Так, из той же Саудовской Аравии были депортированы некоторые лидеры казахстанских салафитов, получившие срок за пропаганду экстремизма, что заставило их последователей пересмотреть свои взгляды, и стать более лояльными, чтобы не повторить их участь.

В конце концов, они сами стали причиной усиленного контроля и предпринимаемых мер, поскольку никто в Казахстане не хочет повторных терактов. Более того, все эти неприятные последствия испытывают на себе все мусульмане Казахстана – государственная машина подобна киту, который, если и открывает пасть, то заглатывает все, что попадается на пути, а не только желаемый планктон. И уже после, вместе со специалистами ДУМК, происходит отсев тех, кто не имеет к экстремизму никакого отношения.

И все же, несмотря на определенные результаты, говорить об успехах еще рано. Прошло не так много времени, чтобы безоговорочно признать эффективность методов, издержки которых никто не отменял. Наряду со всем перечисленным, важно взращивать и укреплять тот Ислам, который исконно исповедовал казахский народ, и к которому он близок ментально, пусть даже и на подсознательном уровне.

По этой причине, мы должны ориентироваться, в первую очередь, на собственных ученых в области Ислама, поскольку никакие пришлые авторитеты не способны учитывать этот момент, просто в силу того, что он им неизвестен, а если известен – то чужд. Соответственно, обращение за помощью к тем же российским теологам, чревато не только их непониманием религиозно-культурного кода казахов, необходимого для духовного возрождения казахского народа, но и очередной ориентиацией на Россию, которая пытается реализовать свои имперские амбиции, которые ничего хорошего нам не сулят.

А взращивание их авторитета, несомненно, скажется на духовных авторитетах казахского народа, который окажется под влиянием проповедников, не возрождающих то, что было, а разрушающих это и окончательно прерывающих связь между поколениями, отказываясь от того духовного наследия, которое мы должны сохранить и передать потомкам, чтобы сохранить себя, как нацию.

Салафизм никогда бы не достиг таких успехов в нашей стране, если бы эта связь не была прервана навязанной нам советской идеологией. Будь эта связь сохранена, салафитские идеологи, если бы даже не были разбиты в пух и прах богословскими доводами, как это было сделано в свое время Османскими учеными, то как минимум, были бы просто отвергнуты. Ведь даже сохранившаяся на самом примитивном уровне связь, уберегла аксакалов от влияния идей, отвергающих и ханафитский мазхаб, и матуридитскую акыду, и суфизм, как таковой, без разделения на правильный и неправильный. То есть все то, что было положено в основу религиозно-культурного кода казахов нашими предками.

К тому же, если говорить о соседних странах, то там гораздо больше проблем в этой сфере, чем у нас.

Нам же предстоит свой собственный путь, по которому нас должны повести те, кто знает наш народ, ценит его историю, возрождает его духовное наследие и искренне переживает за его будущее. Одним из таких шагов, кстати, является открытие филиала ДУМК в Туркестане, являвшегося когда-то духовно-религиозным центром и столицей Казахского ханства. Удивительно вообще, что произошло это только сейчас, поскольку именно Туркестан является городом-осью религиозного кода казахов. Более того, весь тюркский ми

Будем надеяться, что Серикбай Ораз продолжит делать верные шаги по возрождению и укреплению Ислама в Казахстане, особенно, после его дискредитации в обществе салафитами, последствия деятельности которых вынуждены испытывать на себе и преодолевать уже все мусульмане.

 

 

Руслан Кайыргелды

 Руководитель центра консультации и

реабилитаци при управления

по делам религий г. Алматы

 

22.10.2018

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер