В реалиях сегодняшнего дня, в нашем обществе произошли демократические преобразования, кардинально изменившие иерархию ценностных ориентаций человека, структуру его потребностей, с формированием динамичного роста национального и правового самосознания личности. Двадцать первый век является эпохой возрождения инновационных технологий коммуникации, позволяющих социуму получить необходимую информацию. Благодаря широким возможностям Интернета представители молодого поколения моделируют свои межличностные взаимоотношения с социальным окружением, познают сокровенные тайны природы, изучают мировую литературу и иностранные языки, совершенствуют интеллектуальный и личностный потенциал. С расширением диапазона восприятия информации у молодого человека проявляется стабильность, уверенность в «завтрашний день», раскрываются новые способности и возможности, в рамках его профессионального «роста», компетентности во всех сферах жизнедеятельности человека. Но самым главным аспектом в осуществлении деятельности технологий коммуникации является освещение проблем нравственного воспитания молодежи, с целью закрепления, в сознании молодых людей, таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «родители», «милосердие», «доброта».
К сожалению, следует отметить, что иногда, полученная из Интернета, или телевидения, информация не всегда позитивно влияет на психическую сферу человека, особенно ребенка, либо подростка. Ученые подсчитали, что примерно в течение 4-6 часов в сутки человек подвергается психологическому и информационному воздействию Интернета, телевидения.
Известный российский телеведущий Владимир Познер в интервью газеты «Аргументы и факты» говорил следующее: «Подсчитано, что в России в возрасте от 3 –х до 18 –ти лет, молодой человек в среднем увидит 22 тысячи сцен убийств и насилий. Это влияет на его психику, или нет? Я подсчитал, в среднем – это 4 сцены убийства, насилия в сутки на каждого ребенка, или подростка». Не исключено, что такая тенденция имеется и в Казахстане. Слова В.Познера, особенно его статистические данные, в действительности, вызывают у нас, у психологов, состояние тревожности, беспокойства за будущее наших детей.
«Общение» детей с компьютером и телевизором полностью «сместило» эмоциональную «близость» с родителями, отсюда и формируются психологические барьеры - непонимания позиции старших, избегания контактов с ними. Оставшись наедине со своими нерешенными психологическими проблемами, дети подросткового, или юношеского возраста, с учетом их «кризисного» периода, способны на осуществление неадекватных поступков – уход из дома, совершение суицидальных попыток, противоправной деятельности, активное участие в деструктивных религиозных организациях. И все эти деяния, к сожалению, совершаются ими необдуманно, под влиянием ситуативного настроения, накопления отрицательных эмоций.
К сожалению, в настоящее время рекрутство (вербовка) молодежи в террористические и религиозно – экстремистские организации также осуществляется через Интернет.
Психологами была выявлена часть населения, наиболее подверженная психологическому воздействию на сознание и поведение через социальные сети, в частности Интернет:
Окружив «мнимой» любовью и проявлением заботы в решении личностных проблем любого человека, религиозно – экстремистские и террористические организации, с использованием эффективных методов, деформируют сознание вербуемого, полностью снижают его толерантность (устойчивость) к внешним раздражителям, постепенно привлекают в «ловушку» психологической зависимости от вербовщиков.
Вербовщики успешно применяют психологические приемы манипулирования над поведением и сознанием адепта. Любого человека должно насторожить, если:
«1). Новый знакомый слишком сильно интересуется Твоей жизнью. Новый друг ведет с Тобой задушевные разговоры, выпытывает подробности личной жизни, находит сходства, общность интересов с Тобой.
2). В Твоей жизни появляется «нужный человек». Он бескорыстно помогает Тебе, не только советами, рекомендациями, морально – психологической поддержкой, но и материально.
3). В разговоре с «нужным человеком» Ты чувствуешь себя в состоянии «подвешенности». Вербовщик использует для этого психологические технологии, ориентированные на «запутывание мыслей», формирование у Тебя ощущения ненадежности Твоей жизненной позиции.
4). Ты чувствуешь, что Твое привычное окружение – враждебное. Особенно, Твои родители, которые не разделяют Твои религиозные взгляды, убеждения.
5). У кого есть ответы на все Твои вопросы. Причем очень простые ответы. Мир будто бы становится черно – белым: есть добро и есть зло, отличить одно от другого проще простого. Есть человек, который знает все, даже о религии.
6). Тебе дадут понять, что Ты – избранный, или избранная. Более того существует целое общество избранных, где Тебя всегда поймут и поддержат.
7). Если Ты ищешь спутника, или спутницу жизни, Тебе ее (его) предложат. И скорее всего это будет тот человек, который имеет с Тобой единые цели, взгляды, убеждения.
8). Если Ты ищешь что – то другое – это тоже найдут. Тебе могут предложить выгодную работу, деньги, поскольку критичность мышления уже снижена, и Ты согласишься.
9). Если Твои родители против Тебя – забудь про них. Они против религии, а значит – против Тебя!».
Многие из вербовщиков прошли профессиональную подготовку, изучая инновационные трансовые методики, позволяющие им полностью манипулировать сознанием человека, независимо от возрастных и психологических особенностей его личности.
Вербовщики, используя свои профессиональные навыки и умения, осуществляют деятельность, направленную на подрыв принципов толерантности и межконфессионального согласия между верующими в нашей стране. Технология обработки сознания человека и воздействия на его поведение в таких религиозно – экстремистских и террористических организациях состоит из целого ряда психологических методов. В основе этих методов «лежат» такие способы, которые у психологов получили название - «зомбирование», «психологическое программирование».
Существуют следующие рекомендации, позволяющие человеку «отгородиться» от психологического воздействия вербовщиков:
А). Не «выносить» в социальные сети личную информацию, особенно той, в которой отражаются психологические проблемы и затруднения у человека;
Б) Не отвечать на сомнительные запросы в социальных сетях;
В) Проверять периодически информацию, особенно касающуюся заманчивых предложений, в отношении предоставления высокооплачиваемой работы;
Г) Если интересуетесь религией – обратитесь к специалистам – имамам, священникам, религиоведам, теологам.
Как отмечают казахстанские психологи, для устранения вербовки молодых людей в религиозно –экстремистские и террористические организации через Интернет, необходимо сформировать у них адекватный уровень адаптационных возможностей, в условиях агрессивной информационной и социальной среды, увлеченности социальными сетями и верой в «виртуальный мир».
Устойчивость к негативным факторам может сформироваться у молодежи путем максимального полного информирования о том: какие религиозно- экстремистские и террористические организации существуют; как вести разговор с их вербовщиками; какие методы психологического воздействия на личность они используют на сознание человека через Интернет?
Шакимова Лола Сергеевна - Эксперт – психолог Республиканской информационной – разъяснительной группы Министерства общественного развития