Значение семьи в радикальных группах извращено и сводится только к удовлетворению сексуальных потребностей.
Как показывает мировая история, женщины всегда вовлекались в различные экстремистские религиозные течения, группы, в международные террористические организации, но особенно эта тенденция становится ярко выраженной в последнее десятилетие, что в первую очередь связано с событиями в зоне вооруженного конфликта на территории Сирии и Ирака, сообщает Zakon.kz.
Во многих странах женщины уходили на войну вместе или вслед за своими мужьями и Казахстан не исключение. Zakon.kz неоднократно писал о том, что в зоне боевых действий находятся в том числе жены и дети выехавших казахстанцев и широко освещал их возвращение на Родину. На чужбине женщины оказывались в очень уязвимом, рискованном положении, их дети страдают от холода, голода, болезней, страха…
Что же движет такими женщинами? Почему они решаются на такой необдуманный шаг, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью своих детей? Ведь многие из них уезжали в неизвестность с совсем еще маленькими детьми, у иных было по 3-4 ребятишек. Так кто они, эти женщины: последовательницы своих мужей, жертвы, вербовщицы или преступницы?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в исследовательско-аналитическом материале, который любезно представило Сетевому изданию Zakon.kz Региональное Представительство Международной тюремной реформы (Penal Reform International) в Центральной Азии. Детально изучив мотивацию и роль женщин, вовлеченных в насильственный экстремизм, специалисты и эксперты выделили несколько категорий женщин, которых удается вовлечь в деятельность международных террористических организаций.
Категория 1: Женщины, которые эксплуатируются по признаку социальной и материальной зависимости от группы насильственного экстремизма.
История у них у всех разная, но в то же время схожая. К примеру, у одной из женщин после развода по шариату детей отдали мужу, у которого уже была новая жена. Через некоторое время выяснилось, что за детьми не было надлежащего ухода, воспитания, они питались отходами. Да и у самой матери положение было не ахти, она жила с сыном в общежитии, не работала, ее содержала община, пропагандирующая идеи насильственного экстремизма.
У других не было постоянных мужей, они часто расходились и опять выходили замуж. Как правило, не работали и не могли обеспечить себя и детей, поэтому, повторно выходя замуж, надеялись улучшить условия жизни, но вместо этого приобретали новые проблемы бытового и материального характера.
Категория 2: Эксплуатируются за счет желания создать семью.
Что характерно, в таких семьях зачастую не испытывают свободы и понимания, значение семьи в радикальных группах извращено и сводится только к удовлетворению сексуальных потребностей. Среди женской половины радикальных джамаатов считается престижным выйти замуж за человека, приговоренного к пожизненному лишению свободы.
Как правило, будущие муж и жена знают друг друга только по рекомендации кого-то из группы, а главным критерием при выборе мужа девушки из таких сообществ называют "чтение намаза и наличие бороды". Часто предложение выйти замуж за члена экстремистской или террористической группы поступает на специализированных "мусульманских" сайтах знакомств. Не скупясь на обещания, девушке предлагают сделать "неке", то есть обряд мусульманского бракосочетания. При этом никого не смущает, если у жениха и невесты это уже не первый брак по переписке.
Категория 3: Эксплуатируются благодаря психологическим особенностям личности.
Например, женщина знакомится с каким-нибудь интернет-шейхом, который начинает учить ее "исламу", рассказывать про законы шариата, говорить, что нельзя жить в "кафирском государстве" и так далее. В конечном счете отводит ей особую роль – собирать джамаат из женщин, которые готовы присягнуть ИГИЛ*.
После проведенного анализа личностных качеств женщины эксперты сделали вывод, что причиной вовлечения таких женщин в деятельность, связанную с насильственным экстремизмом, являются преобладание альтруистического инстинкта и низкая шкала по самоидентификации. Человек с альтруистическим инстинктом не сможет сказать "нет", а при мотивации, например, на спасение жизней детей, угнетенных и так далее, он может, сам того не понимая, поддержать радикальные позиции террористических групп.
Категория 4: Эксплуатируются через деструкцию в семейных отношениях
К этой категории относятся женщины, у которых нет выбора, за них решают мужья, у них пассивная роль в семье и общепринятая норма следовать за мужьями.
Категория 5: Эксплуатируются через стремление к лидерству и власти.
Среди женщин, примкнувших к насильственному экстремизму, есть и активные лидеры, вербовщицы, которые присоединились к иностранным группировкам добровольно.
Женщины из этой группы образованы, говорят на нескольких языках, с детства занимали лидерские позиции среди сверстников, хорошо апеллируют в вопросах апологетики, они обучены техникам манипуляции, легко вводят в заблуждение, очень харизматичны.
Однако их самих тоже эксплуатируют за счет желания управлять. Все они – "маленькие лидеры", которыми группы насильственного экстремизма готовы пожертвовать, если будет такая необходимость.
Женщин, имеющих отношение к кровопролитиям на стороне террористических групп, героизируют и почитают, им стремятся подражать, оказывают всяческую моральную и материальную поддержку. Многие вдовы боевиков становятся наставницами молодым девушкам в группах.