Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Сущность псевдосаляфитов безмазхабников

В последние годы часто приходится слышать о фанатичных приверженцах различных деструктивных религиозных течений и сект. Как мы знаем, этим людям присуща убежденность в том, что они проповедуют. И скорее всего любой из них вступит с вами в спор, убеждая вас в своей правоте, оспаривая любые предоставленные вами доводы.

В данной статье речь пойдет о псевдосаляфитах. Если быть конкретнее это джархисты-дискредитаторы или как их называют некоторые специалисты: умеренные саляфиты, а в арабо-язычном пространстве звучит как: саляфия-ильмия, мадахиля, джамия, саляфия-мурджия и др. Как известно по численности это течение превосходит все остальные группы  дрт безмазхабников в нашей стране .

На сегодняшний день вряд ли остался человек, который не слышал о представителях данного течения. Об их раздоре и принесенных смутах написано много книг и работ. Однако не все люди способны различить их от обычных мусульман суннитов, не говоря уже о многочисленных делений на различные партии внутри салафизма. Некоторые же граждане наивно полагают, что именно безмазхабники  очищают ислам и являются борцами с многобожием и нововведениями.

Люди часто спрашивают, как появилось это течение, и какую опасность в себе таит. На эти вопросы постараемся ответить вкратце, учитывая потребности восприятия современного человека, хотя сама тема требует более тщательного разбора и анализа.

В целом современные джархисты - это люди, искажающие  истинный

смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению буквально. Чаще всего вырывая нужные им слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их убеждения, или же если хадис противоречит им, называют его  недостоверным. Словом это те, кто идут по пути уничтожения религии мусульман изнутри, искажая истинный смысл шариатских текстов. В какой стране бы они не появились, везде сеют раскол и смуту среди людей, настраивают простой народ против власти и официального духовенства, таким образом, нарушая внутренний порядок страны.

Это направление дрт появилось в политических условиях. Стоит заметить, что являясь самым влиятельным движением на сегодняшний день, оно прекрасно справляется с поставленными задачами. Первые признаки данного дрт дали о себе знать еще в 90х годах 20го столетия. Причиной же всему этому стали события связанные в персидским заливе, когда Саддам Хусейн повел свое войско в Кувейт. Группа Саудовских ученых того времени выступила против вмешательства в конфликт западных войск, это некоторые представители комитета «ляджна даима». Другая часть ученых, видела в этом пользу, не порицая тех, кто был против. Между двумя группами оказался шейх Мухаммад Аман Джами аль Хабаши, который высказал мнение, что запад непременно должен вмешаться, критикуя и выражая свою вражду ученым, которые были против помощи западных войск, позже к нему присоединился его любимый ученик Рабиа ибн Хади аль Мадхали. Вскоре шейх Аман Джами умер, а шейх Рабиа все больше стал набирать популярность среди молодежи пользуясь полученными тазкиями (похвала,рекомендация) и заручившись поддержкой саудовского режима.  Позже не один человек будет обвинять Рабию Мадхали в тесной связи со спецслужбами. Одним из таких является его бывший товарищ шейх Яхья Хаджури. Так же основными предпосылками их распространения, стало министерство внутренних дел Саудовской Аравии, которое взяло на работу группу людей, нанеся тем самым удар по религиозной волне, которая увеличилась на тот момент. Не сложно предположить, что данное дрт является искусственным созданием. Учитывая, что они появились не так давно, можно будет сказать, что течение образовано с целью, показать мировому сообществу, что ваххабия не террористы, а умеренные и добрые. Таким образом, ссылаясь на исторические события и факты, можно сказать, что если у истоков формирования ваххабитского движения были англичане, то непосредственное участие в формировании джарховщиков-псевдосаляфия стоят различные американские институты. Появление этого течения можно отнести к изменению тактики ваххабитов по распространению своей идеологии в виду постоянной и справедливой критики в их адрес и обвинению в радикализме и терроризме. Именно с их появлением мы увидели, как джархисты пытаются скинуть с себя кровавый плащ своего главного идеолога Мухаммада ибн Абдульваххаба, чьи книги переполнены  такфиром и радикальными взглядами. У шейха Рабии и его воспитанников, хорошо получилось сдвинуть этот ярлык ужаса в сторону. Людям, которые никогда не читали работы, и биографические факты из жизни ибн Абдульваххаба было внушено, что это чуть ли не шейхуль-ислам высшей инстанции, обновитель столетия, идейный борец за справедливость, было выдумано много легенд, он был вознесен в ранг основных корифеев ахли-сунны. А читать его классические труды самому без толкования шейхов данной группы стало запретным. Брать знания у представителей других школ тоже стали сильно порицать, даже если этот шейх известен распространением идей ибн Абдуль Ваххаба. Берутся знания только у того шейха, кого похвалил и дал хорошую рекомендацию  Рабиа Мадхали или его приближенные такие как Убейд Аль Джабири. Кого шейх Рабиа облил малейшей критикой, навсегда покидают, прервав любую связь. Шейх Рабиа стал применять систему джарха и тадиля (принцип дискредитации). Но мы знаем, что этот метод был актуален у хадисоведов первых поколений в процессе становления науки хадисоведения. Поэтому методика джарха должна охватывать только передатчиков хадисов. Эта наука использовалась исключительно для сохранения хадисов. После собрания всех хадисов в соответствующие сборники, эта наука была приостановлена, так как не было уже нужды кого-либо проверять на прочность или дискредитировать. В истории Ислама титул «имам джарха и тагдиля» имели три человека, это Шугба ибн Хаджадж, Яхья ибн Каттан и Яхья ибн Маин, все они жили в далеких 8-9 веках. После этого титул на века исчезает, и появляется на устах безмазхабников в наше время! На самом деле это удивительное явление, если сейчас спросить у любого рядового представителя данной группы кто сейчас способен делать джарх? Ответ будет один: шейх Рабиа Мадхали. Более тысячи лет никто из ученых не претендовал на этот титул. Мы даже не найдем такого в книгах Такиюддина ибн Таймии (главный на кого опираются все саляфитские шейхи), что он вынес кому либо джарх, хотя он жил среди ученых разных школ и часто вел с ними полемику. Зато в наше время любого джарханет Рабиа Мадхали. И тут можно вспомнить слова великого ученого Абу Фараджа ибн Джаузи аль Ханбали который сказал: «Из обмана дьявола знатоков хадиса то, что они порочат друг друга, сводят счеты, называя это «джарх уа тагдиль», принцип который ранние ученые использовали только для защиты шариата». Как мы видим, не каждый джарх был обоснованным даже среди мухаддисов первого поколения. Следует помнить, что наука джарха являлась великой наукой, которая служила защитой изречений пророка (мир ему). Но эта наука была средством, а не целью. А то, что джархисты сделали из нее цель, стало одной из причин их заблуждения. Посредством такого метода они поделили всех мусульман на различные  партии, для каждой группы были придуманы ярлыки и прозвища. И самое удивительное, по их утверждению все мусульмане не согласные с их принципами прямиком отправятся в адское пламя, так как не приняли истину. Одно из их главных правил гласит: «В основе все ученые и проповедники не заслуживают доверия, их положение неизвестно (маджхуль), до тех пор, пока не станет известно, что им можно доверять». То есть, пока о них не выскажется шейх Рабиа Мадхали. Пользуясь такими методами и уловками, шейх приобрел огромную популярность среди студентов, не заметно для многих превратившись в культ личности.

В нашу страну  эта пагубная идеология стала проникать с возвращением некоторых выпускников учебных заведений Саудии на родину после 2000х. Уже ближе к 2010 году казахстанские сайты были переполнены лекциями  таких проповедников как Назратуллах Абу Марьям, Дильмурат Абу Мухаммад, Куаныш Башпаев и многих других. Первые двое, даже не выезжая из Медины, смело взяли на себя ответственность выдавать  фетвы для граждан РК, не вдаваясь во внутренние аспекты страны. Работающая с утроенной силой пропагандистская машина дала быстрые результаты. Манипулируя сознанием своих слушателей, эти люди постепенно сформировали фиксированный стиль ритуального поведения, появились свои формулы и термины. Отсутствие критического мышления открыли дверь к возможности манипулировать сознанием. В общем, шейх Рабиа плотно засел в умах молодежи, а это как мы знаем чревато негативными последствиями. Дошло в плоть, до того, что последователи Рабии стали экзаменовать простых прихожан мечетей, донимая их вопросами, кого ты слушаешь? У кого берешь свою религию? С кем водишься? и т.д.  Из истории известно, что культ личности  никогда положительному результату не приводил, и скорее всего самое худшее, что можно ожидать от этого течения еще впереди. Мы не знаем, как поведут себя адепты после смерти шейха, а ведь ему уже давно за девяносто. Даже если его место займет его правая рука шейх Убейд или более молодой и энергичный Абдулла Бухари, все это не дает гарантий на отсутствие угрозы общественной безопасности. Ход событий может поменять вектор в худшую сторону, учитывая неустойчивый и подверженный манипуляции характер данного дрт.

В завершении хотелось бы  перечислить и другие их проблемы, которые идут в разрез с государственным строем нашей республики. Например   угроза для института брака и семьи, так как разводы среди них  явление нормальное; отрицательно настроены к символам светского характера; притязание на то, что принцип сути единобожия понимают только они; отрицают наличие культурных ценностей и традиций; отрицательно настроены к современным видам культуры и искусства; отказываются исполнять обязанности связанные с воинской службой; отрицают национальные ценности; не следуют мазхабу, который был установлен официальной властью в стране; отсутствие патриотического сознания и многое другое.

Приверженцы этого течения  убеждены в том, что именно они находятся на пути истины и что только они попадут в рай. У ее адептов сформирована своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая в целом не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни государству. 

 

Алиев Тимур

Теолог Центра консультации и реабилитаци

14.08.2019

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер