В конце августа текущего года приговором Алмалинского районного суда Алматы к различным срокам лишения свободы приговорена группа лиц по статьям 174 и 256 УК РК (разжигание религиозной вражды и пропаганда терроризма), сообщает Zakon.kz.
По версии следствия, осужденные Адилов, Нургалиев, Мынбасов, Умбеталиев, Искаков, Саматов, Абдрахманов, Сулейменов, Таурбеков, будучи приверженцами деструктивного религиозного течения "салафизм" разжигали религиозную рознь, а также занимались пропагандой терроризма.
Тем не менее, по сегодняшний день осужденными и их родственниками проведен ряд протестных акций. Так, осужденные объявили голодовку в условиях спецучреждения, а их родственники обращаются в разные инстанции, выражая свое несогласие с вынесенным судебным приговором.
Болатбек Нургалиев был осужден на восемь лет лишения свободы. Именно он основал группу в мессенджере, где обсуждались религиозные темы. Мать осужденного Сауле Нургалиева уверена, что сына осудили бездоказательно, а в чате состоящие в нем мужчины обсуждали коммерцию, хобби и быт.
По словам женщины на этот чат подписывались знакомые ее сына, которые хотели читать намаз. А ее сын в этом чате был первым администратором.
- Именно он открыл этот чат, там всего человек 10-20 в начале было. Он туда скидывал не свои лекции, не сам придумывал. Он брал лекции, которые доступны в интернете. Понимаете, я не могу сказать, но все говорят, что он "саляф". Но он ни разу нигде не сказал, что он "саляф", – сказала Сауле Нургалиева.
Как рассказывает мать, Болатбек начал читать намаз еще в 2003 году. Ходил в мечеть, выучил арабский язык, изучал Коран. Намаз стала читать вся семья мужчины – родители, братья, жена и снохи, сын. Мать утверждает, что семья придерживается определенных запретов, женщины носят хиджаб.
- Если ты надела длинное платье, лицо закрыла, то считают – все, она не человек, надо обсуждать. Надо обсуждать тех, которые вообще ходят так, что грудь наполовину открыта, а потом говорят – насилуют этих девчат или женщин. Потому что они сами я считаю, виноваты в этом. Мужчин привлекают этим, – продолжила Сауле Нургалиева.
Стало известно, что еще один сын женщины Нургалиев Олжас и брат жены Нургалиева Болатбека – Мырзахметов Нурлыбек находятся в розыске, однако сама мать категорически отказывается отвечать на какие-либо вопросы о них.
- Это к теме не относиться. Я на это отвечать не буду. Я один раз отвечала. Это не их дело, и не ваше дело, я скажу. Это никого не касается. Это ни капли не связано, это абсолютно вообще другое. Это дело мое, семейное. Я в чужую семью не лезу, и в государство не лезу. Я к одному начальнику заходила, и он меня спросил: "Вам не стыдно за своего сына?". Нет, мне не стыдно. Ни капли не стыдно, - заявила она.
В отношении Нургалиева Олжаса Дуйсенбековича, родного младшего брата Нургалиева Болатбека 27 апреля 2016 года было начато досудебное расследование по признакам статьи 257 часть 2 УК РК (участие в деятельности террористической организации). Он в 2013-2014 годах выехал на территорию Сирии и принимал участие в боевых действиях. В ходе расследования дела, действия Нургалиева-младшего переквалифицированы на статью 172 УК РК (Участие в вооруженном конфликте за пределами Казахстана). В данный момент Олжас находится в международном розыске.
Мырзахметов Нурлыбек Абдыбекович 1985 года рождения является младшим братом первой супруги Болатбека Нургалиева. Согласно источникам, до настоящего времени продолжает пребывать в рядах международной террористической организации. В отношении него также заведены уголовные дела по статьям 233-1 часть 2 (Пропаганда терроризма) и статьям 164 часть 2 УК РК (Разжигание религиозной вражды) в редакции от 1997 года. В настоящее время он находится в международном розыске по линии Интерпола по "красному" бюллетеню.
Хайсин Дастан Маратович 1982 года рождения ранее являлся приверженцем радикального ислама. Также имел связь с Болатбеком Нургалиевым. 11 января 2018 года в специализированном межрайонном уголовном суде Карагандинской области состоялось оглашение приговора по уголовному делу в отношении Хайсина Дастана, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 174 часть 1, 256 часть 2 УК РК. Ранее Хасин был экстрадирован в Казахстан, свою вину он признал полностью, заключил процессуальное соглашение о признании вины. Суд приговорил Хайсина к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в уголовно-исправительном учреждении средней безопасности.
Еще один осужденный, Азамат Умбеталиев, был осужден на 5 с половиной лет лишения свободы. Он также состоял в чате в мессенджере WhatsApp, который создал Нургалиев. По словам его матери, Анжелики Беляевой, он сделал перепост цитаты некоего ученого, которая якобы находится в открытом доступе.
Анжелика рассказала, что ее семья – многонациональна, члены семьи относятся к разным религиям, но ее муж и дети – сын и дочь – являются мусульманами. Дочь и сноха носят хиджаб.
Умбеталиев со школы посещал мечеть, много читал религиозной литературы. По словам матери, ее сын не признает свою вину. По словам матери, сын не признает свою вину. Женщина считает приговор предвзятым и не согласна с ним, несмотря на представленные в суде доказательства. По ее словам, состоящие в чате молодые люди познакомились лишь во время следствия.
По ее словам, семья готова отказаться от гражданства страны, если приговор не изменится, и уехать в Европу.
Вместе с Нургалиевым осудили еще 7 человек, но были и другие люди, которые попали под влияние его идеологии. Они находятся в местах лишения свободы.
Нурлыбек был осужден по статье 256 часть 2. Теперь, сидя за колючей проволокой, он сожалеет о том, что не отнесся серьезно к религиозным убеждениям, и считает, что нужно доносить до людей правильные знания о религии, а не те, что доступны в интернете. Там много запрещенной информации, считает он.
- Познакомился с человеком. Это была женщина, и она хотела сама никаб себе сделать. Она начала предлагать сделать видео, говорила – давай в Телеграмм скачаем, типа "комитетчики" не узнают. Вот я под эту дудку и попался, – рассказал Нурлыбек.
С Нургалиевым он встречался лишь единожды, в столовой халал в 2016 году на Курбан байрам. Но потом продолжал с ним общаться. Также Нурлыбек утверждал, что к сроку его подвела девушка, с которой он познакомился в интернете и намеревался провести неке – свадебный обряд по мусульманским традициям.
Еще один осужденный, который уже готовится к освобождению, признается, что ошибся и в трудный для себя момент оказался под влиянием деструктивного течения. Мужчина одумался, но было уже поздно – ему светил срок. Он уверяет, что его религиозные взгляды значительно поменялись в заключении. Выйдя на свободу, планирует заняться бизнесом.
По его словам, среди знакомых у него были люди, которые примкнули к международным террористическим группировкам. Многих из них, говорит он, уже нет в живых.
По мнению мужчины, причина решения уехать – не желание заработать, а недостаточные религиозные знания и неправильные убеждения.
Он уверен – в переводах Корана могут быть ошибки и неточности, лучше изучать его в оригинале, то есть на арабском языке.
- В интернете много можно что найти. Это интернет, но это не то. Потом, это всего лишь переводы, в них могут быть ошибки, – считает мужчина.
Он утверждает, что Болатбек Нургалиев, с которым он тоже знаком, обладает не совсем правильными знаниями, так как поначалу не знал язык. С ним осужденный познакомился в 2002 году на свадьбе одного из друзей.
Еще один осужденный, Болат, признался, что придерживался нетрадиционных религиозных взглядов, в частности, салафизма с 2007 года и до тех пор, пока его не посадили. Уверяет, что на сегодня понял то, что это течение далеко ушло от истинных религиозных знаний ислама, правильного понимания корана, сунны, хадисов.
- Каждый аят Корана, каждый хадис пророка Мухамеда – его нужно понимать так, как понимали ученые, которые до нас донесли эту религию, – считает мужчина.
По его мнению, в Казахстане салафизм приводит к терактам и к другим печальным последствиям. Сейчас мужчина вернулся к традиционному исламу.
С одним из заключенных, Адиловым, осужденным вместе с Болатбеком Нургалиевым, он познакомился в 2011 году, через общего знакомого – практикующего мусульманина и единомышленника. Мужчина говорит, что салафитов делят на несколько категорий – одни из них менее радикальны, но они тоже в зоне риска, так как могут перейти в другую категорию – радикальную.
Сейчас Болат уверен – нужно правильно относиться к религии, но и благодарен тому, что пришел в ислам.
- Мне кажется не стоит сейчас искать некоторые вопросы и смотреть, как живут арабские страны. У них другие религиозные школы, у них другой менталитет, уклад жизни, своя история и т.д. У нас реалии тоже другие. Поэтому надо смотреть именно на реальность сегодняшнего дня, – считает мужчина.
Как отметил теолог Аскар Сабдин, на текущий момент вопросы религиозно-мотивированного экстремизма и терроризма относятся к мегатрендам. И исследователи отмечают много факторов, которые способствуют радикализации личности. Среди этих факторов есть психологические, психиатрические, чисто религиозно-идейные, и особое место занимает вербовка в сети Интернет и в социальных сетях.
- Вот по исследованию, которое было проведено несколько лет назад среди казахстанских экстремистов и террористов было выявлено, что 40% наших радикалов были завербованы, были заражены вирусом религиозного радикализма в сети интернет и социальных сетях. Поэтому на сегодняшний момент информация религиозного характера, которую наша молодежь черпает из мировой паутины, она представляет некую опасность, и потенциально, человек, который берет знания из сети Интернет, есть вероятность, что он окажется среди этих радикалов или экстремистов. С чем связан салафизм? Салафизм в условиях Казахстана связан с утратой культурной и национальной идентичности. Салафизм связан с обвинением окружающих в неверии, многобожье, в новшествах. Салафизм ставит знак равенства между теми язычниками, которые жили во времена пророка Мухаммеда и между современными мусульманами, которых они считают естественно язычниками и еретиками, – рассказал Аскар Сабдин.
Размещая религиозные статьи, комментарии и материалы в интернете, люди, не осознают, что совершают преступления подобные Нургалиеву. Такие как он являются источником радикализации наших граждан и в последующем ломают как свою, так и судьбы других людей.