Тема нашей беседы: «Профилактика религиозного экстремизма и терроризма». На вопросы отвечает старший преподаватель религиоведения КазНУ им.аль-Фараби, PhD докторант, эксперт городской информационно-разъяснительной группы – Берикбаев Елнар Галымжанович.
Елнар Галымжанович, в чем суть религиозного экстремизма?
Религиозный экстремизм не привязан к какой-либо определенной стране или религии. Это серьезная угроза, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности любого государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Экстремизм, прикрываясь религиозной идеологией, ведёт к возникновению и эскалации межконфессиональных конфликтов. Основная цель религиозных экстремистов — внедрение своих идей в политику и повседневную жизнь общества. Они ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены положениями обязательной для всего населения религии. В основе религиозного экстремизма лежит фундаментализм - радикальное течение, которое борется за идеологическую "чистоту" религии,
Как становятся экстремистами и террористами?
Важно понять, что в радикальные исламистские группировки люди сами по себе не приходят. Их вовлекают туда, через обман и сокрытие информации. Целенаправленно вербуют играя на чувствах. Обещают лёгкие деньги, но при этом умалчивают о тяжёлых последствиях. Радикализация происходит под влиянием многих факторов: социальных, семейных, личных. Не все из этих факторов поддаются государственному вмешательству. Коррупция, несправедливые судебные решения вызывают протестные настроения в обществе. Этим пользуются экстремисты, как ни странно они призывают к братству, социальной справедливости, осуждают пороки общества. Одной из главных причин распространения религиозного экстремизма и терроризма является религиозная безграмотность или поверхностные знания религии.
Как понять, что ваш близкий человек попал под влияние экстремистской идеологии?
Обратите внимание на следующие изменения в поведении:
- меньше интересуется семейными делами, становится замкнутым, равнодушным к общению с родными и друзьями, к работе или учебе;
- больше времени уделяет чтению религиозных книг, прослушиванию проповедей, просмотру сомнительных сайтов;
- агрессивно реагирует на высказывания окружающих людей по теологическим вопросам;
- происходит неоправданное увеличение денежных затрат
- появление в доме сомнительных брошюр, листовок или книг
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье происходит формирование человека как личности. В семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру. Однако многие родители не уделяют достаточно внимания воспитанию детей. Родители должны интересоваться жизнью ребёнка. Когда подросток расспрашивает родителей, в чём смысл жизни, есть ли жизнь после смерти, о религиях - мудрые родители приветствуют эти вопросы, стараются честно отвечать на них. Если родители игнорируют ребенка, то он будет вынужден искать ответы на стороне. Поэтому надо объяснять детям, что есть религии и верующие люди, а есть атеисты и это нормально. Нельзя навязывать человеку веру, пусть он вырастет и решит сам. Свобода совести - это не свобода от совести, это право быть самим собой, взяв на себя ответственность и обязанности. Понять и принять, что все люди имеют право быть такими, какие они есть, соглашаться с вами или нет, любить или не любить вас, смотреть на вещи по-другому.
Какие положения законодательства используют экстремисты для дестабилизации общества?
Несколько лет назад большой общественный резонанс вызвал запрет ношения в школе религиозной одежды. Некоторые граждане очень остро восприняли данную новость. Этим воспользовались вербовщики и заговорили о притеснении мусульман в Казахстане. В данном запрете такие слова как «ислам», «мусульмане» и «хиджаб» даже не употребляются. Это единый для всех запрет на ношение религиозной атрибутики в школах. Несмотря на это, руководители школ все еще сталкиваются с проблемой отказа соблюдения школьной формы. Бесспорно, мы должны с уважением относиться к религиозным чувствам людей и праву наших граждан на свободу вероисповедания. Государством создаются все условия для реализации данного права. Но также, верующий не должен забывать, что, в первую очередь, он – гражданин Казахстана, и кроме прав существуют обязанности. Мы должны исходить из того, что Казахстан – светское государство. В светском государстве система образования отделена от религии и носит светский характер, за исключением духовных (религиозных) организаций образования. Исходя из этого, школьная форма должна быть светской. В каждой организации существуют свои требования и правила. Собираясь в церковь или в мечеть, мы соблюдаем правила посещения: женщины покрывают головы, стараемся говорить тише и передвигаться, не мешая никому, то есть подчиняемся внутренним правилам организации. Того же требует от нас и школа. Только представьте, что представители всех 18 конфессий, проживающих в Казахстане, завтра придут на уроки каждый в своей религиозной одежде. Детей ничего не должно отвлекать от учебы. К тому же, плюсы единой школьной формы очевидны. Форма дисциплинирует - посмотрите на военных, врачей, полицейских, спасателей. Кроме того, школьная форма позволяет детям из семей с низким заработком чувствовать себя комфортнее с одноклассниками из более состоятельных в материальном плане семей, так как не все могут позволить себе каждый день менять одежду.
Согласно конституции – Республика Казахстан светское государство. Что это значит?
Светское не означает атеистическое. Государство обеспечивает свободу законной деятельности религиозных объединений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Если человек верующий, то никто не запрещает ему следовать определенным правилам своей религии. Свобода вероисповедания является фундаментальным правом человека, но многие злоупотребляют этой свободой, в своих корыстных целях. Прикрываясь религией, они оправдывают насилие, используют конституционные гарантии в качестве щита против уголовного преследования. Но ни Конституция Республики Казахстан, ни Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» не дают иммунитета от судебного преследования духовным лидерам и религиозным организациям, которые нарушают законы страны. Религиозный статус, как показало время, еще не является гарантией этического поведения.
Елнар Галымжанович, как обезопасить себя и близких от влияния религиозного экстремизма и деструктивных религиозных течений?
- Развивать критическое мышление. Проверять сказанное вам, сопоставлять с другими источниками. Не верить «проповедникам» с улицы. При возникновении вопросов по религии, обращайтесь в зарегистрированное религиозное объединение, где вам ответят духовные служители, получившие соответствующее образование. Не стесняйтесь задавать вопросы, тем более что поиск знаний во всех религиях является богоугодным делом. Вам предложат безопасную литературу и порекомендуют интернет-ресурсы. Важно помнить, что ни одна религия не оправдывает убийство и воровство. Если будет понимание самой сути и целей религии, то вы никогда не пойдете на преступление и не будете втянуты в экстремистскую организацию.
- Внимательно ознакомиться с правилами организации. Во главе деструктивных религиозных течений обычно находится группа лидеров, основной целью которых является личное обогащение и влияние, в то время как от вас требуются радикальные перемены и беспрекословное послушание. Кроме того, часто существуют суровые наказания за нарушение внутренних правил, включая обязательный физический труд.
Выяснить, требуется ли от вас отказ от семьи и друзей, если они не разделяют ваши религиозные убеждения. Экстремисты практикуют разрыв социальных связей и разрушение уклада жизни, чтобы лучше манипулировать вами и не дать вам понять, что организация является деструктивной.
Избегать методов контроля сознания. Такие вещи, как гипноз, обязательная изоляция, групповое пение и танцы, или раскачивание назад и вперед - это обычные методы контроля сознания, которые религиозные культы используют для контроля своих членов. Использование таких методов еще не означает, что группа является деструктивным культом, но разумно понимать физиологическую природу и последствия этих методов, а не приписывать какие-либо результаты сверхъестественному вмешательству или сверхчеловеческому пониманию учителя. Старайтесь избегать любой организации, которая использует эту практику.
Задавать вопросы. Если вы задаете вопросы о правилах организации, и ее лидеры становятся раздражительными или сердитыми, это может быть признаком того, что с вами откровенны не до конца. Традиционные религии имеют объяснения своих правил или могут ссылаться на Священные Писания, которые объяснят положения.
Ознакомиться с опытом бывших и нынешних членов организации. Соберите как можно больше информации. И помните, если организация законна, она сможет выдержать критику.
Поговорить с семьей и друзьями. Спросите близких, которые вне организации, не вызывает ли она опасений у них. Их мнения будут беспристрастными и они могут дать более объективную оценку. Если организация мешает вам взаимодействовать с другими людьми извне, это еще один признак культа.
Быть честным с собой. Подумайте о целях объединения и о том, как оно относится к своим последователям. Если вы обнаружите что-то тревожное, неправильное или аморальное, это хороший знак для того, чтобы прекратить все контакты с организацией. Конечно, сложно признать организацию деструктивной, если вы в настоящее время являетесь ее активным членом.
Мы поддерживаем свободу вероисповедания, но выступаем против злоупотребления доверием и чувствами верующих. В случае грубого нарушения законодательства, последует решение суда о прекращении деятельности религиозной организации. Любая группа, которая угрожает здоровью и жизни граждан, нарушает их права, должна рассматриваться как деструктивная. Лидеры должны быть преданы суду, а бывшим последователям оказана реабилитационная помощь.
Материал подготовлен общественным фондом «Social Development Center»