Со времен обретения независимости, вновь возродились духовные ценности, обычаи, религия и язык нашей страны. Также, среди этого можно перечислить начало года, знаменующий равноденствие дня и ночи, обновление, единство и благодать, особенный праздник, наполненный духовными ценностями казахского мусульманского народа – праздник Наурыз.
Казахский народ с давних времен встречал этот день с особой радостью. Наш народ, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделал этот день празднеством. Посредством посадки деревьев, приготовлением национальных блюд и проведением национальных игр, наш народ в честь этого праздника обменивались объятиями при встрече, оставляя позади все обиды, желали себе и другим только лучшее. Кульминационным блюдом дастархана считалось «наурыз коже». Это блюдо символизировал достаток целого года. За дастарханом младшее поколение брали благословение у старейшин. Наши аксакалы в праздник Наурыз говорили пожелания: «Ақ мол болсын!» «Пусть будет много белого!» «Жаратушымыз жарылқасын!» «Да хранит нас Всвышний!».
Не исключено, что среди людей есть те, которые распространяют различные и неправильные мнения о Наурызе. По их мнению, этот праздник противоречит исламским канонам. В древности, народы Востока разжигали огонь в ночь на 21 марта и встречали новый год разожжённым огнем, таким образом, праздник связывали с огнепоклонниками.
На сегодняшний день название праздника осталось тем же, что и в прежние времена, однако его значение и порядок проведения совершенно изменились. Возможно, по этой причине в последующих эпохах предводители мусульман не препятствовали народам праздновать Наурыза.
Нельзя отрицать тот факт, что Хазрат Али (р.а) и Мугауя (р.а) не были против праздника Наурыз, как нам известно из источников историй. Согласно историку аль-Хатыб аль-Багдади, дедушка имама Абу Ханифы, Нугман ибн Марзубан преподнёс сахабе Али ибн Талибу (р.а) сладость «фалузаж» в день Наурыз. Когда Али (р.а) спросил: «Что это?», Нугман ибн Марзубан ответил: «Это лакомство, приготовленное в честь Наурыза». Тогда сахаба Али (р.а.) сказал: «Приносите нам такое блюдо Наурыза каждый день».
Аль-Якуби в своей исторической книге приводит: «Сахаба Мугауя (когда был халифом) отправил письмо предводителю Басры Абдуррахман ибн Абу Бакру, в котором повелел преподнести ему подарки Наурыза». Если бы сам праздник считался запретным, то и подарки в честь этого считались бы харамом.
Любые обычаи или традиции укладываются в соответствии с религией народа. Нынешний образ Наурыза гармонично сочетается с нашими традициями и религиозным ценностям. На сегодня праздник Наурыз утратил свои прежние особенности и сформировался среди народа только как традиция.
Доказательством этого является правило в основе фикха, которое рассматривает закономерность различных аспектов в жизни мусульман:
«Обычаи и традиции общества имеют законодательную силу»,
т.е это вынесение хукма в тех вопросах, в котором нет конкретных доводов, основываясь на сформировавшихся обычаях и традициях людей.
Праздновать Наурыз не является запретным в шариате, и нет никаких оснований связывать его с заблудшим верованием, наоборот, благодаря этой традиции укрепляется единство и сплоченность нашего народа, улучшаются родственные, дружеские отношения. В таком случае, сторониться Наурыза, сеять среди народа раздор, нападать на традиционные убеждения – несуразно. Поэтому нет смысла в разделении того, что наш народ, который совмешал религию и мирскую жизнь вместе, не разделял никогда.