Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений в Казахстане.

Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Казахстане определяют Конституционные принципы светскости нашего государства, гарантирующих свободу совести, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом. Дальнейшее развитие этих конституционных положений осуществлено в статье 3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», которая называется «Государство и религия». Ее первый и третий пункты соответствуют положениям и нормам Конституции РК:

«Государство отделено от религии и религиозных объединений»;

«Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[1].

Восьмой пункт ст. 3 устанавливает:

«В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство:                                                            

  • не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан;
  • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;                                                                                              
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан;
  • способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями [1].                        

Одной из важнейших гарантий свободы совести является официальный запрет на вмешательство государства в личную жизнь граждан и в деятельность религиозных объединений — при условии, что отсутствует угроза жизни, здоровью, духовно-нравственному и материальному благополучию граждан, соблюдаются нормы законодательства Республики Казахстан.  Светское государство не компетентно и не правомочно определять, какую веру или убеждения должен иметь и передавать своим детям гражданин, оно не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его изменить свои убеждения. Само по себе содержание убеждений личности, ее внутренний мир не могут быть предметом правового регулирования. Основания для вмешательства государства могут быть связаны только с действиями, нарушающими законодательство Республики Казахстан. Такими действиями, например, могут являться:                                            - пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов указанного содержания – наказываются в соответствии с частью первой ст. 256 УК РК  лишением свободы на срок от пяти до девяти лет с конфискацией имущества;                            - возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни - наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок – ст. 174 УК РК [2].                                        Государство охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их религиозных объединений. В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства недопустимо государственное регулирование порядка совершения богослужений, других видов отправления религиозных культов, процедуры избрания или назначения служителей культа, должностных лиц религиозных объединений. Важно отметить, что Казахстан не вмешивается в деятельность религиозных организаций до тех пор, пока их деятельность не противоречит законодательству. В противном случае, государство примет все необходимые меры для защиты своих граждан и обеспечения охраны общественного порядка. В целях поддержания общественного порядка,  предусмотрены специальные места совершения религиозных обрядов, а также запрет на их совершение в государственных организациях, включая тюрьмы и воинские части. В случае если совершение богослужения сопровождается правонарушениями, например причинением ущерба здоровью граждан, возникает законное основание для вмешательства государства. Пункт 2 статьи 7 Закона РК «О религиозной деятельности…» подробно перечисляет места, где публичные религиозные обряды могут совершаться беспрепятственно. В иных случаях религиозные мероприятия осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.                                                                                         Государство гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей. Дополнительной гарантией свободы совести является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Пункт 4 статьи 3 Закона РК «О религиозной деятельности…» устанавливает: «Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер»[1]. Светский характер образования предполагает отсутствие обучения религии с целью сделать учащегося последователем определенных религиозных верований.                                                                В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

  • не вмешивается в государственные дела, не участвует в выборах органов государства, в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь;
  • не выполняет функций органов государственной власти, других государственных учреждений и органов местного самоуправления.

 

            Система взаимоотношений государства и религиозных объединений в Казахстане постепенно приобретает характер партнерства на основе четкого разделения их функций. Эта система взаимоотношений позволяет религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества. В преамбуле действующего Закона «О религиозной деятельности…» выделены религии двух направлений: ислам суннитского толка ханафитского мазхаба и православное христианство. Государство, следуя принципу равенства религиозных объединений перед законом, создает для них общее правовое поле, в рамках которого они имеют одинаковые возможности и ограничения своей деятельности. В то же время допускается различная степень сотрудничества государства с конфессиями. Это обусловлено историческими причинами, социальной позицией конфессии, количеством последователей в стране. Конституционный принцип равенства религиозных объединений перед Законом не означает игнорирования государством их разной роли и места в истории народа. Важное место в духовной жизни страны занимают традиционные для местного населения религии – ислам и русское православие. В течение многих столетий православный праздник - Рождество Христово и мусульманский праздник Курбан-айт стали неотъемлемой частью духовно-нравственной жизни народа. Инициатива объявить выходными днями эти религиозные праздники принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы Нурсултану Назарбаеву. В  2005 году было принято решение статью 56 Закона «О труде» дополнить пунктом следующего содержания: «первый день Курбан айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, и 7 января – православное Рождество объявляются выходными днями» [3]. С тех пор, эти религиозные праздники, являются выходными днями в Казахстане.

Источники:

  1. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.12.2016 г.)
  2. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2020 г.)
  3. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2005 года № 109-III «О внесении дополнений в Закон Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан»

 

Ст.преподаватель религиоведения

КазНУ им. аль-Фараби,

эксперт городской информационно

-разъяснительной группы,

PhD докторант

Елнар Берикбаев

https://www.kaznu.kz/ru

23.04.2020

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер