Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Заблудшие ищут ответы на свои вопросы, но запутываются в паутине лжи

В одной только Актюбинской области проживают представители нескольких десятков различных конфессий. Все они предпочитают сосуществовать в мире и согласии, вместе отмечать праздники, изучать традиции и обычаи друг друга. Однако, как и во всем мире, проблема распространения радикальных религиозных течений в регионе остается актуальной.

Актюбинцев просят быть внимательными во время дискуссий на религиозные темы, а также обращать внимание на некоторые признаки нетрадиционных культов, часть из которых запрещена на территории Казахстана. Одним из таких признаков является религиозный буквализм – поверхностное понимание религиозных принципов и текстов. Священные писания порой метафоричны, иногда они бывают сложны для понимания обычного человека. Помочь в них разобраться может либо квалифицированный специалист, либо кто-либо из духовенства. Те, кто доверяет «расшифровку» религиозных догм сомнительным личностям, ставят под угрозу свою жизнь и жизни близких людей.

Буквалисты отвергают любые трактовки религиозных писаний, основанные на рациональном подходе, предпочитают воспринимать тексты в прямом смысле, даже если это плохо вяжется с основными принципами верования. Так совершенно мирная религия способна в одночасье стать агрессивной – достаточно особым образом истолковать пару предложений, а потом донести свое видение до адептов.

Эксперты считают, что религиозный буквализм способен стать одним из мотивов при совершении террористических актов, – утверждает религиовед Нуржан Кундебай. – Так как религия и общество взаимосвязаны, то неправильная трактовка или восприятие могут привести к глобальным последствиям. Это в свою очередь создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны различных организаций: деструктивных религиозных течений и террористических группировок.

Одним из ярких примеров использования принципов религиозного буквализма является салафизм. Это исламское течение широко распространено и имеет много сторонников. Встречаются они и в Казахстане. Салафиты не обращают внимание на причинно-следственные связи, многочисленные отсылки в текстах. Все толкования, кроме буквальных, в салафизме считаются неверными.

Новые адепты деструктивных религиозных культов плохо ориентируются в священных текстах. Многие из них и попадают в секты только потому, что ищут ответы на свои вопросы, но только не там, где следует. Если вовремя не вытащить человека из деструктивного культа, у него просто не останется возможностей ознакомиться с истинным смыслом священных писаний. Адепты будут слепо следовать за своим духовным наставником, буквально трактующим тексты, их видение мира будет искажаться, а кругозор постепенно сузится до нескольких догм. В их крохотном мирке не останется места тому, что не подходит под навязанные ложные принципы, даже родным людям. Порой такие недопонимания имеют весьма печальные последствия. Дискредитируются праздники, народные и семейные традиции, государственные законы, общественные нормы, правила светской жизни.

 

Настроенный радикально адепт способен, не моргнув глазом, отозваться на призыв своих учителей к войне – причем не потому, что он изначально плохой человек. Просто неправильная трактовка и определенное психологическое воздействие могут даже самых мирных людей превратить в убийц.

В управлении по делам религий Актюбинской области отмечают: толковать священные тексты какой бы то ни было конфессии может далеко не каждый. Человек должен быть начитан, всесторонне образован, хорошо разбираться не только в религии, но и в истории, культуре, антропологии. Не нужно верить тем школам и людям, которые радикально настроены против всего мира, которые верят лишь в свою исключительность и не способны вести конструктивный диалог. Если же вам все-таки повстречались такие люди, следует обратиться в правоохранительные органы.

Нужно помнить, что религия – сфера очень хрупкая, и практически каждый человек имеет собственную систему ценностей, свою точку зрения по тому или иному вопросу. Традиционные верования не настраивают людей на вражду между собой, все они призывают исключительно к миру и согласию. Более того, они отвергают буквализм и охотно идут на диалог.

Остановить распространение религиозного буквализма можно при условии повышения общего уровня грамотности. У людей, хорошо знающих свои права и образованных, слишком широкий кругозор для того, чтобы воспринимать написанное в религиозных текстах буквально.

Очень важно обращать внимание на то, откуда берется та или иная информация о религии, кто ее распространяет, какой мотив может быть у тех, кто проповедует то или иное толкование. Буквальная интерпретация текстов может казаться простой, ясной и верной, однако на самом деле может привести к дестабилизации общества и многим трагедиям.

20.08.2020

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер