Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Хиджаб не для казашек, или в чём отличие казахской и арабской исламских культур?

В каждой стране религия приобретает те или иные национальные особенности. "Земля Казахстана издревле была местом пересечения цивилизаций, – отмечает теолог Елнар Берикбаев. – На территории Казахстана обнаружены следы распространения буддизма, зороастризма и несторианства – одного из раннехристианских религиозных течений. Наши предки исповедовали культ Тенгри, Умай, верили в жизненную силу Кут, почитали умерших предков – аруахов. И так как доисламские верования стали частью национальной культуры, они были признаны исламом".

Самая толерантная школа права в исламе

Поэтому, по словам эксперта, здесь прижился только ханафитский мазхаб как самая толерантная правовая школа в исламе. Точно так же распространялся ислам в Турции, в Африке, на Балканах – с учётом национальных особенностей, климата, жизненного уклада. Везде, где распространялся ислам, он приобретал местный национальный колорит, становясь частью этнической и гражданской идентичности.

Ислам и традиции не исключают друг друга

"Религия и национальная культура не обязательно должны совпадать, достаточно лишь того, чтобы национальные традиции не оскорбляли религиозные догматы и наоборот, – говорит Елнар Берикбаев. – Главная особенность ислама, утвердившегося в Казахстане, заключается в его гармоничном взаимодействии с местными традициями и культурой".

Веротерпимость, а не фанатизм

Испокон веков религиозные чувства жителей степи отличались веротерпимостью. Им был чужд религиозный фанатизм. В современном Казахстане, провозгласившем себя светским государством, в мире и согласии проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Для дальнейшего развития важно сохранить межконфессиональное и межнациональное согласие.

Хиджаб – нетрадиционная для Казахстана одежда

В частности, вопрос о том, должны ли казашки носить хиджаб, уже несколько лет муссируется в прессе. Однако ответ специалистов однозначен: хиджаб никогда не был традиционной одеждой для женщин Казахстана. Без сомнения, во всех четырёх мазхабах ислама говорится о том, что женщины должны закрывать определённые части тела от посторонних взглядов. Но в казахском языке нет даже слова "хиджаб", есть совершенно другая народная одежда, которая является традиционной и при этом не противоречит религиозным убеждениям.

Где наша история, а где – нет?

Информация, которая приходит к нам из арабских стран, не всегда достоверна. Достаточно вспомнить, что ислам в Казахстане укрепился исключительно мирным путем, чего нельзя сказать о других восточных странах. Казахи приняли течение ислама ханафитского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира).

В отличие от арабов казахи, как и в домусульманские времена, продолжают свято чтить духов своих предков – аруахов, духовная связь стала примером преемственности поколений. И она никогда не противоречила столпам ислама.

Современная молодёжь, которая получила образование в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях, возвращаясь в Казахстан начинает насаждать чуждые нам элементы радикального ислама. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаевнеоднократно говорил в своих выступлениях, что "короткие штаны и бороды – это не наша история".

Сейчас в Казахстане, который является светским, а не теократическим государством, признано верховенство Закона, а не религиозных догматов.

Религия и государство отделены друг от друга

Казахи сохранили свои традиции, которые никак не противоречат религиозным убеждениям. Ошибочно считать, что уважение к старшим, соблюдение принципа "семи колен" как-то нарушает столпы ислама.

Сегодня мы часто слышим о том, что в Казахстане неправильный ислам, а чистым он является только в арабских странах. Однако это не так. Принятие мусульманства не оказало какого-то кардинального влияния на государственное устройство казахов, духовенство просто заняло свою нишу, не вмешиваясь в управление страной и судебные процессы.

Примечательно, что принятие ислама никак не отразилось на… кулинарных пристрастиях казахов. Они по-прежнему пьют кумыс и едят конину.

Нужно сохранить национальную идентичность

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что есть масса отличий между казахской и арабской культурами, и мы должны сохранять свою национальную идентичность, а не поддаваться течениям радикального толка. Казахи признали великого пророка Мухаммада последним посланником Аллаха, казахи признали хадисы, при этом не забыв про свои традиции и обычаи, не сделав их противоречащими религии. У ислама в Казахстане есть ряд особенностей, но называть его неправильным не может никто.

 
30.10.2020

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер