Алматы қаласы Дін істері жөніндегі басқармасы

Вера, разум и сострадание. Как казахские просветители относились к религии

Просветители поклонялись не столько культу веры, сколько культу знания, ставя на почётное место образование в жизни общества. Согласно очеркам казахских просветителей, уже в тот период общество сталкивалось с религиозными невеждами и фанатиками. Мыслители пытались найти проблеме панацею. Воззрения просветителей степи интересны для нашего времени, поскольку сегодня ислам сталкивается с похожими трудностями. Актуальной проблемой остаются взаимоотношения государства и религии и баланс между модернизацией и верой. Как на эти вопросы смотрели казахские просветители XIX века?
Абай Кунанбаев считал ислам, умеренной и просвещённой религией . Она призывает к сдержанности и милосердию и при этом не запрещает познавать окружающий мир при помощи разума.
«Пусть они (учёные мирских наук. — Ред.) не являются нашими духовными пастырями, но они заслуживают нашу признательность, ибо, как сказано пророком в Хадисе, лучшими из людей считаются те, кто приносит пользу окружающим», — писал Абай.
Шакарим Кудайбердиев считал предназначением человека обретение знания и познание истины. Знание истины предполагает «осведомлённость в науках и различных религиях», раскрепощение разума и беспристрастие, что даётся через здравый рассудок и критическое оценивание любой научной концепции и религиозного учения.
Ибрай Алтынсарин не видел ничего предосудительного в религии, даже написал работу «Основы мусульманства» в свойственной для себя манере на разработанном им же самим казахском алфавите. Он считал, что вера играет большую роль. Но не меньшее значение он придавал знанию религии.
«Человек же обучающий не таким образом, например, обучающий намазу и посту прежде веры (имана) будет грешником, даже существует опасность вероятного впадания такого человека в неверие», — считал он.
В XIX веке, как и сегодня, общество сталкивалось с религиозным невежеством, но последствия этого явления были разные. В те времена такие люди жили своими представлениями Всевышнем. Сегодня они становятся лёгкой добычей для экстремистов и террористов, так как не имеют основополагающих знаний традиционной религии.
01.06.2021

Ыңғайлы қосымшаны жүктеп алыңыз

Алматы қаласында діни нысандарды жылдам әрі оңай іздеу.

Серіктестер